• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Осерчева О.Н. Хронограф важнейших дат Бухтарминского старообрядчества XVIII – начала XXI вв.

Осерчева О.Н. Хронограф важнейших дат Бухтарминского старообрядчества XVIII – начала XXI вв.

Хронограф важнейших дат

Бухтарминского1 старообрядчества XVIII – начала XXI вв.

1742 г. – выходцами из д. Фыкалка, которая стала центром расселения русских людей на Бухтарме, образованы дд. Белая и Печи, чуть позднее в том же году – Язовая и Коробиха2;

1746 г. – в деревне Быково насчитывалось 8 дворов и до 50 жителей3;

1747 г. – с переходом демидовских заводов в ведение «Кабинета ея императорского величества» все русское население юго-западного Алтая приписывается к этим заводам в качестве горнорабочих – «бергалов», в связи с чем начинается бегство первых насельников края, среди которых, по-видимому, было немало старообрядцев, из свободных земель вглубь страны, в горы, в ущелья верхнего течения Бухтармы4;

1750 г. – выходцами из д. Фыкалка образована деревня Сенная5;

1751 г. – выходцами из д. Фыкалка образована деревня Быкова6;

1756 г. – джунгарское царство, в состав которого входила долина Бухтармы, как и вся южная часть Семипалатинской губернии, исчезло с исторической арены; с этого года Бухтарминский край вошел в состав  империи Цин (Китай)7;

1761 г. – во время одной горной разведки прапорщиком Зелёным в верховьях Бухтармы были обнаружены поселения бухтарминских каменщиков, горнозаводским начальством были предприняты меры к их уничтожению8;

1763 г. – основана Бухтарминская крепость у устья Бухтармы на Иртыше9;

1765 г. – Происходит процесс заселения района рр. Убы и Ульбы «поляками» - старообрядцами с Ветки,  из среды которых могло попасть значительное число женщин на Бухтарму к «каменщикам»;10

1760-е 1770-е гг. – среди первых бухтарминцев преобладали беглопоповцы-часовенные, встречались также представители поморского согласия11;

1779 г. – образована Колыванская область, Рудный Алтай вошел в состав вновь образованной области; 21 мая был издан манифест о приписке к заводам крестьян «из казенного ведомства»12;

1780-е гг. – появление на Алтае сибирских и уральских часовенных13;

1781 г. – основано бухтарминское с. Тургусун, в котором проживали старообрядцы-«каменщики»14;

1784 г. – открыты Риддерский и Бухтарминский серебро-свинцовые рудники15;

1785 г. - в «камень» бежал драгун И.Быков, который в следующем году поднял на сходе вопрос о легализации «каменщиков». Горячие споры, возникшие в связи с этим, закончились расправой над И.Быковым;

1790 г. – И.Быков, у которого появились сторонники, вновь поднял вопрос о легализации «каменщиков», часть его противников ушла с Бухтармы в еще более глухие горные долины. Осенью к представителям властей вышли 11 «каменщиков», заявивших, что около 300 бухтарминцев желают «сделаться гласными правительству». Начались переговоры об условиях принятия их назад в русское подданство16;

1791 г. – «каменщиками» было подано обращение к Екатерине II с просьбой, принять их в русское подданство на правах инородцев; в ответ на это прошение последовал знаменитый указ императрицы Екатерины Алексеевны от 15 сентября о «прощении разного звания забеглых русских людей», а также обложении их ясаком и иными тяготами тогдашней русской жизни, за исключением отбывания рекрутской повинности; население Бухтарминского края официально вошло в состав России; вблизи Бухтармы открыт Зыряновский рудник17; основан г. Зыряновск18; Возникновение легенды о Беловодье19;

1792 г. – 25 июня в присутствии правителя Колыванского наместничества генерал-поручика Б.И.Меллера начальник Алтайского горного округа Г.С.Качка зачитал 4 поверенным от «каменщиков»: Даниле Кривошеину, Михаилу Булычёву, Алексею Шестакову, Василию Зайцеву особый документ «Беглым российским людям, укрывающимся в Бухтарминских горах, объявление», в котором фиксировались важные права, дарованные бухтарминцам и их потомкам: жить в «изысканных ими местах», вместо всех налогов платить только легкий ясак, пользоваться свободой от рекрутской повинности и старообрядческого вероисповедания20; образованы Бухтарминская и Уймонская инородческие управы (волости); Получив права инородцев, каменщики спустились с высоких горных ущелий, с верхнего течения Бухтармы и ее притоков, заняв наиболее удобные места в долинах горных рек. Таким образом, вместо существующих ранее, тридцати отдельных мелких поселков в 2-3 дома, образовалось 9 деревень21 с населением более 300 человек: Осочиха, Быкова, Сенная, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Мало-Нарымская;

1796 г. – замена каменщикам ясака денежной податью в размере 8 рублей 50 копеек в год22;

1797 г. – вход в эксплуатацию Риддерского и Зыряновского рудников23;

1804 г. – образование Томской губернии24;

1809 г. – путешествие по Алтаю историка, этнографа, археолога, журналиста Г.И. Спасского, собравшего сведения о жизни и быте бухтарминских каменщиков25;

1815 г. – основание старообрядческой моленной в бухтарминском с. Тургусун (ныне Зыряновский район)26;

1817 г. – основание старообрядческой моленной в с. Белое Бухтарминской волости (ныне Катон-Карагайский район)27;

1822 г. – 26 марта Александром I были Высочайше утверждены правила «О попах и молитвенных домах», в соответствии с которыми старообрядцам разрешалось содержать при своих часовнях беглых священников, не подлежащих суду за уголовные преступления28;

1824 г. – при учреждении сибирских губерний «ясачные каменщики» были переведены в разряд «оседлых» инородцев с оброком по 8 р. с души29;

1826 г. – профессор ботаники Дерптского университета Карл Ледебур предпринял поездку по Алтаю, он проехал по долине р. Бухтармы, посетил главные селения старообрядцев; деревни Печи и Коробиха состояли всего из 20 семей, в Белой насчитывалось 16 дворов, в Фыкалке – 10-1230;

1827 г. – положение беглопоповцев, как и всех старообрядцев, ухудшилось при императоре Николае I, суровое антираскольническое законодательство которого поставило под угрозу само существование беглопоповщины, беглым попам было запрещено переезжать из одного уезда в другой31;

1829-1830 гг. – издан двухтомник К.Ледебура «Путешествие по Алтайским горам и Киргизской степи», многие страницы которого посвящены алтайским каменщикам32;

1840 г. – с этого года урало-сибирские часовенные отказались от священнического окормления на Бухтарме, потому что беглым священникам добраться до нее и обосноваться там было практически невозможно33; Тюменский собор утвердил переход часовенного согласия на позиции беспоповщины34; очередной побег в Беловодье крестьян в числе 300 человек из девяти деревень Бухтарминской волости во главе с Огневыми и Мурзинцевыми35;

1845 г. – газета "Санкт-Петербургские ведомости" (№20-22, 27-30) публикует статью С.Гуляева "Алтайские каменщики"36;

1840-е гг. – известны случаи, когда большие партии старообрядцев снимались с места и уходили на поиски Беловодья в Китай, Афганистан и Индию, в частности, Андрей Коновалов вместе с другими двумя братьями, в числе большой группы беловодцев, ходил «по Беловодью» в течение 8 лет (1835-1843), до 35 летнего возраста, когда окончательно вернулся в Печи, женился и осел37;

1859 г. – из центральной России в бухтарминские деревни прибыла монахиня белокриницкого согласия Екатерина Карельских с целью распространения "австрийской веры"38;

1861 г. – отмена крепостного права, после чего началась правительственная колонизация Бухтарминского края39, После реформы Кабинет потерял власть над населением округа, но остался землевладельцем, крестьяне должны были платить оброк за право пользования кабинетными землями40; новый побег бухтарминцев в Беловодье в количестве 156 душ под предводительством Хрисанфа Боброва42; жители д. Белой (при участии будущего наставника Беловского прихода41 Ассона Емельяновича Зырянова в возрасте 12 лет), Коробихи, Сенной и др. в числе 130 человек, захватив с собой старые книги и иконы, навьючив на коней пропитание, вышли в июле с Бухтармы и пошли под предводительством Емельяна Зырянова на восток через китайские земли в поисках Беловодья, через три месяца пути по степям Монголии вернулись на Бухтарму43;

1863 г. – член Русского Географического Общества А.Принтц предпринял поездку в бухтарминскую долину и соседние с ней районы; из деревень Осочихи и Мало-Нарымской выехали почти все «каменщики» из опасения, чтобы их не приписали в число заводских крестьян, на их месте поселились крестьяне заводского ведомства с переименованием этих селений: Осочихи в Богатырево, а Мало-Нарымской в Огневу44;

1864 г. – по Чугучакскому договору оба берега Бухтармы отошли к России45;

1865 г. – было разрешено свободное переселение на Алтай, в первые годы переселенцы занимали более удобные для землепашества северные предгорья Алтая46;

1869 г. – поиски «земли обетованной» в  Цинской империи крестьянами из бухтарминских деревень47;

1860-е гг. – «поляками», пришедшими с рек Убы и Ульбы, с западных предгорий Алтая основаны деревни Солдатова и Солоновка (ныне Катон-Карагайский район), не считавшиеся «ясашными»48;

1871 г. – по Чугучакскому миру было проведено окончательное разграничение России и Китая; так называемая китайская дорога – торговый и почтовый тракт от Иртыша в Монголию, проходившая по Нарымской долине, стала главной артерией, соединяющей весь край с Иртышом и через него со всем внешним миром49;

1872 г. – основание казачьего поселка Урыль (ныне Катон-Карагайский район) в составе Иртышской оборонительной линии, расположенного выше основных бухтарминских поселений, близко к китайской границе; в поисках земель и свободы стекались сюда люди из Алтайского края, Бийской губернии и других областей России50;

1873 г. – выселенцами из основных деревень «каменщиков» основана деревня Берель51 (ныне Катон-Карагайский район), первые поселенцы – Белоусовы;

1878 г. – упразднение Бухтарминской инородческой управы, преобразование ее в крестьянскую волость на общих основаниях, бухтарминских кержаков стали брать на военную службу52;

1880 г. – во время своей второй экспедиции на Алтай исследователь Сибири и Центральной Азии, член Западно-Сибирского отдела Российского географического общества Н.М.Ядринцев посетил Бухтарминскую долину53;

1883 г. – отошла к России долина р. Кабы, к востоку от озера Маркакуль в пределах Зайсанского уезда, куда в поисках земель и свободы начали уходить бухтарминцы 54;

1888 г. – очередной побег в Беловодье крестьян из бухтарминских деревень55;

1895 г. - российский путешественник, профессор Томского университета В.В.Сапожников совершил первое путешествие на Алтай, которое описал в книге "По Алтаю" (Изв. Томского ун-та, кн. XI, 1897 г.)56;

1897 г. – повторилась одна из попыток «ясашных» достичь Беловодья57;

1903 г. – один из последних побегов в Беловодье58;

1909 г. – 1-12 мая в Москве в храме в честь Воскресения и Покрова 2-й поморской общины в Токмаковом пер. под председательством крупнейшего беспоповского начетчика Л.Ф.Пичугина состоялся 1-ый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак, куда съехалось более 553 представителей общин из 47 губерний; Л.Ф.Пичугин выступил с основным докладом «О существе Церкви Христовой и ее таинствах». Собор постановил возродить духовное просвещение среди поморцев: открыть школы, учредить училище для начетчиков, печатать богослужебные книги и учительную литературу, выпускать периодические издания60; Решения съезда послужили причиной дальнейшего разъединения некогда большого прихода стариковцев г. Зыряновска на две группы: мирские-общинские и простецы, не принявшие новых постановлений, образовали отдельный приход61; беловские старики «священником» федосеевской церкви в с. Белая поставили Краскова Семена Харитоновича (1887-1976)62; Верх-мякотинцы отказались принимать новопечатные книги, хотя бы и неизменного содержания63;

1912 г. – большая часть земли Бухтарминского края вошла в общий земельный фонд и была перераспределена между населением, исключение составляли земли Кабинета, их можно было арендовать за небольшую плату64; состоялась первая экспедиция на Алтай члена Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества А.Е.Новоселова, во время которой он посетил, помимо Убинских, селения Бухтарминской долины; в д. Белой  существовала старообрядческая церковь; Зыряновский рудник заброшен; население Бухтарминской долины состояло из разнородных элементов: ссыльные (Кондратьево, Снегирево), выходцы из убинских деревень (Соловьево, Александровка, Верх-Мякконькая и др.) и верхбухтарминских «каменщиков» или «ясашных», селения которых раскиданы по малодоступным бухтарминским ущельям: Богатырево, Быково, Сенное, Коробиха, Фыкалка, Язевая; старообрядчество деревни Верх-Мяконькой строго охраняет заветы прошлого65; В журнале «Природа и люди» за 1912 г. № 9 напечатан очерк Д.Бетхера «По берегу реки Убы» о жизни староверов Змеиногорского уезда Томской губернии (КПнв-3-2798);

1913 г. – по итогам первой поездки на Алтай опубликован отчет А.Е.Новоселова «У старообрядцев Алтая» («Известия Западно-Сибирского отдела русского географического общества», т. I, вып. 2); в деревню Быково прибыл учительствовать краевед Алексей Николаевич Белослюдов, где занимался сбором историко-этнографического и фольклорного материала, в результате чего опубликовал ряд статей и оставил богатое наследие русских фольклорных записей, сделанных им на Бухтарме66;

1914 г. – опубликован историко-этнографические очерк  Г.Д.Гребенщикова "Алтайская Русь; всего на Бухтарме 5 волостей, из них 40 деревень с населением около 30 тысяч, не считая 3-х казачьих станиц и целого ряда киргизских волостей; наиболее типичные селения: Фыкалка, Печи, Язовая, Коробиха, Сенная и Быкова; все ясашные бухтарминцы часовенного согласия, знаменитый начетчик, главный организатор всех верующих в районе р. Бухтармы  Асон Емельянович Зырянов, живущий в д. Белой, является как бы окружным инспектором по насаждению грамоты, повесил в Беловской часовне колокол и паникадило и приглашал всех стариков записаться в старообрядческую общину, в чем наиболее упорные староверы усмотрели ересь67; особенно озлобленно выступили против него уставщики Верхубы: Внифантий Егоров, Григорий Арефьевич Козлов, Павел Варфаламеевич Клиновицкий68; А.Е.Новоселов предпринял последнее путешествие на Алтай в верховья Бухтармы; на имя крестьянина д. Белой, ученика школы Ассона Зырянова Ивана Ферапонтова Барсукова был выдан похвальный лист за соответствие на вопросы учителя69;

1916 г. – в XXXVIII томе «Записок Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества» опубликована статья А.Н.Белослюдова «К истории Беловодства» вместе с чертежом плана путешествия 1861 г., переданного автору Ассоном Зыряновым70;

1917 г. – в Барнауле состоялся съезд старообрядцев белокриницкого, часовенного и поморского согласий, рассмотревший вопросы государственного строя и земельной собственности, принявший решение о поддержке Временного правительства и созыве Учредительного собрания71; в сибирском журнале «Летопись» опубликована повесть писателя-этнографа А.Е.Новоселова «Беловодье», в которой описана жизнь алтайского старообрядчества72; после революции начинается массовое бегство часовенных с Урала на восток – на Алтай, в Сибирь, Приморье73; основание белокриницкой церкви в бухтарминском с. Коробиха (это единственная «австрийская» церковь в районе, поддерживающая до войны связь с Московской общиной поповцев на Рогожском кладбище)74;

1918 г. – в Барнауле начинает издаваться журнал "Сибирский старообрядец" периодичностью 2 раза в месяц под редакцией Даниила Суворова, учреждённый исполнительным комитетом сибирских старообрядцев всех согласий75; в январе 70-летний наставник А.Е.Зырянов из д. Белая в сопровождении кержаков-фронтовиков  Полуекта Клиновицкого из Пихтовки и Ивана Мочнева из Мякотихи отправился таежными тропами, за сотни верст, через труднодоступные горы на Убу для сокрушительного спора со «стариковскими» по отстаиванию древлеотеческих устоев76; белогвардейцы под командованием атамана Шишкина воевали в Черемошке в 10 км от Урыли, совершая набеги на Урыль, отряды белогвардейцев вытесняли «Горных орлов», банда чинила жестокие расправы с местным населением, через 17 дней красногвардейцы выбили банду из села77;

1920-е гг. – рукоположение Андриана в епископа Семипалатинского и Миасского, затем рукоположение Арсения (Антония Давыдова) в епископа Минусинского, Урянхайского и Семипалатинского Древлеправославной Церкви Христовой78; были объявлены вне закона религиозные общины бухтарминцев и уймонцев; их богатые часовни разорялись, древние книги и иконы сжигались79; в селе Сенном за рекой Артамонихой была построена «кержацкая» «австрийская» церковь80;

1922 г. – рукоположение Тихона (Трифона Григорьевича Сухова) в епископа Томского и Алтайского Древлеправославной Церкви Христовой81;

1925 г. – выделение Бухтарминского уезда из Усть-Каменогорского в состав Алтайского горного округа, в административном же отношении район принадлежал к Змеиногорскому уезду Томской губернии; часть старожилов деревни Фыкалка отселились небольшой деревушкой в стороне; в Бухтарминском крае работает землеустроительная комиссия82;

1927 г. – летом Е.Э.Бломквист и Н.П.Гринькова приняли участие в работе Казакстанской экспедиции Академии Наук СССР с целью обследования быта части русского населения Казахстана в районе р. Бухтармы, правого притока Иртыша, в Бухтарминском уезде Семипалатинской губернии; основной состав населения - старообрядцы разных толков, преимущественно беспоповцы поморского согласия, свою веру называют «стариковской»; Центром беспоповщины на Бухтарме является д. Белая, где находится главная молельня, здесь же живут главные беспоповские наставники, которые по вызову в разное время ездят в Печи и Коробиху справлять обряды крещения и служить; в Фыкалке и Язовой имеются свои молельни и наставники, которые подчиняются беловским старикам, среди которых долгое время руководящую роль играл Ассон Зырянов; в д. Язовой «австрийцы» начали строить для себя отдельную церковь; молельни и церкви в ясачных деревнях выглядят так: в дд. Печи и Фыкалка – обычная изба с 8-ми конечным крестом, в остальных (Язовая, Максиха, Белая, Согорная) – здания специальной архитектуры, в д. Коробихе – белокриницкая церковь с деревянной колокольней; среди старообрядцев еще жива легенда о Беловодье, под влиянием которой у них укрепилось стремление найти эту обетованную землю; Войлоки, кошмы и сырмаки казахского изготовления широко употребляются кержаками для различных надобностей, кроме того, казахи выполняли для кержаков ряд хозяйственных работ83;

1928 г. – во время раскулачивания большая колония староверов беспоповцев-простецов Зыряновского района покинула родные края, обосновав поселение русских в Китае под названием Алтай, куда входили села Ком, Колготон и др., где все абсолютно были простецами, живя на территории Китая, простецы сохраняли свою религиозную культуру на протяжении нескольких десятилетий84;

1929 г. – зажиточность старообрядческого крестьянства дало основание Н.К.Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством»85;

Чертеж старообрядческой церкви со звонницей (сделан с натуры). с. Снегирево Зыряновского района. Из рабочих материалов архитекторов ВКЭМЗ1930-е гг. – репрессировано большинство наставников поморского согласия86; на территории края местные власти чинили разрушения: раскулачивали и ссылали «кулаков», преследовали за веру, сжигали иконы и книги, в с. Снегирево Зыряновского района закрыли австрийскую Успенскую церковь (деревянная с алтарем и одним колоколом), построенную ссыльными Снегиревыми (Фото 1)87; в крае бесчинствовала Толстоуховская банда, оставшаяся после колчаковских банд88;

1938 г. – при участии комсомольцев разрушили «кержацкую» «австрийскую» церковь за рекой Артамонихой в с. Сенном Большенарымского района (ныне упразднен): распятие сбросили на землю, а все остальное продали как строительный материал на строительство школы в с. Поляковке этого же района89;

1947 г. – 4 октября вышло указание Совета Министров Казахской ССР о том, что приобретение (купля) зданий для открытия молитвенных домов строго запрещено;90

1950-е гг. – наблюдается ужесточение мер по отношению к деятельности религиозных общин;

Наставник молитвенного дома беспоповцев-простецов г. Зыряновска (1960-е – 1980-е гг.) Ерофей Григорьевич Мамонтов. Фото автора, 2007 г.Беспоповцы-простецы Мамонтовы. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.1959 г. – Мамонтов Ерофей Григорьевич (1927 г.р., уроженец г. Зыряновска) вернулся на родину из Китая91 вместе с другими староверами, организовал в молитвенный дом беспоповцев-простецов и был наставником несколько лет (Фото 2, 3), помогая Выходцеву Леонтию Акимовичу, долгое время молились в разных домах, не афишируя своей деятельности92;

Фото 2                                                              Фото 3

1969 г. – с этого года верующие беспоповской группы мирских-общинских г. Зыряновска возобновили моления на квартирах;

1970-е – 1980-е гг. – наставниками общины беспоповцев-простецов г. Зыряновска в эти годы были Емельян Ильич, Василий Миныч, Выходцев Леонтий Акимыч, Мамонтов Ерофей Григорьевич, Гановичев Федор Иванович; старшей в поморской общине г. Зыряновска Восточно-Казахстанской области была Ксения Тимофеевна Немченко (ум. в 2001 г. в возрасте почти 90 лет), жительница п. Лесного93; шло быстрое вымывание старожильческого населения Бухтармы и Уймона94;

1980 г. – состоялась экспедиция сотрудников областного этнографического музея в Зыряновский  и Катон-Карагайский районы95; в сёлах по реке Бухтарме: Чингистай, Урыль, Арчаты, Белое, в прошлом населённых только русскими, проживает до 60% казахов; в селе Богатырево проживает много переселенцев с хутора Пихтовка, образовавших Хуторскую улицу;

Наставник Беловского прихода 2-ой половины XX в. Маркелий Степанович Рахманов (1909-1995). Копия 1995 г. с фото 2-ой половины XX в. ВКЭМЗ.Кадильница из собрания ВКЭМЗ. Конец XIX - начало XX вв. Металл, дерево, выколотка, просечка. 11,5 см. х 18 см., d 8 см., ГИК-XXVI-9901. Фото автора.1981 г. – состоялась экспедиция сотрудников областного этнографического музея в Зыряновский район96; в г. Зыряновске общиной старообрядцев-беспоповцев руководил Рахманов Маркелий Степанович (1909-1995) (Фото 4); духовником одной из групп местных старообрядцев был Зайцев Матвей Анисимович (1902-2004), в доме которого размещалась комната для моления с большим количеством икон, книг и других предметов религиозного культа: лестовок, подручников, самодельных свечей, две кадильницы, одну из которых он подарил музею97 (Фото 5); прихожане преклонного возраста при посещении молельного дома надевают сохранившуюся старинную одежду или подпоясывают современную одежду старинным тканым поясом; в центре с. Снегирево Зыряновского района в здании бывшей австрийской Успенской церкви располагается сельский клуб; жители села Парыгино Зыряновского района в основной массе своей староверы-«кержаки», в селе находится районный архив, в котором хранятся церковные документы;

1986 г. – принят проект решения Восточно-Казахстанского облисполкома по усилению контроля над соблюдением законодательства «о культах» за подписью уполномоченного по делам религии А.Д.Галяпина и Бозтаева98;

1987 г. Решением Восточно-Казахстанского облисполкома от 29 января Бухтарминский сельсовет преобразован в Малеевский поссовет99;

1990 г. – в августе состоялась экспедиция сотрудников ВКОЭМ в Большенарымский район (села Сенное, Ульяновка); основной состав населения – русские: беженцы и ссыльные из России, в количественном отношении православные преобладают над старообрядцами, между собой не разделяются, для молений на праздники собираются вместе;

1991 г. – с 13 по 22 августа состоялась научная командировка в г. Зыряновск и Зыряновский район сотрудников отдела иконописи ВКОЭМ; основной состав населения в селах Тургусун, Соловьево, Быково, Снегирево Зыряновского района – беспоповцы стариковского толка, реже – «австрийцы»; старшей в молитвенном доме старообрядцев-беспоповцев г. Зыряновска (ул. Позднякова, 9) была Зайцева Евдокия Агрономовна; последний наставник старообрядцев беспоповского согласия к этому времени уже не существующего Беловского прихода, включавшего некогда Катон-Карагайский, Большенарымский и Зыряновский районы, Рахманов Марк Степанович передал в дар музею коллекцию религиозно-богослужебных книг 2-ой половина XIX – начала XX вв. в количестве 12 ед.100;

1992 г. – рукоположение Силуяна (Симона Афиногеновича Килина) в епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего Востока101;

1993 г. – состоялись экспедиции сотрудников: Новосибирской консерватории на Рудный Алтай, включая Восточно-Казахстанскую область (результат экспедиции – «Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества», составитель канд. искусствоведения Н.С.Мурашова) и  отдела русской этнографии ВКОЭМ в Зыряновский район;

1999 г. – преобладающее старообрядческое согласие на Алтае – часовенные (общины не зарегистрированы)102;

Начало XXI в. – известны несколько десятков человек, принадлежащих к засвидетельствованным с XVIII в. семьям бухтарминцев, преимущественно часовенные, немного поморцев103;

2001 г. – общиной беспоповцев-простецов г. Зыряновска организована обитель Казанской Пресвятой Богородицы, наставник – Горсков Степан Иванович104;

2002 г. – с 3 марта в сане патриарха древлеправославной церкви христиан старообрядцев беглопоповского направления находится епископ Александр, его резиденция располагается по адресу: г. Москва, храм Покрова (ранее принадлежавший «австрийцам») на Павелецком вокзале105;

Старовер, житель с. Максиха Томской губернии Бухтарминского уезда, солдат-пехотинец Первой мировой войны Степан Харитонович Рахманов (сидит 1-й справа).Апокалипсис лицевой трехтолковый. Москва, Старообрядческая типография. 1913 г. ВКЭМЗ. КП-42-27692.2004 г. – Рахманов Олег Михайлович – житель г. Усть-Каменогорска, внук Маркелия Степановича Рахманова, в память о своем дедушке передал в дар музею фотографии своих предков староверов Рахмановых: дедушки – Маркелия Степановича и прадедушки – Степана Харитоновича (Фото 6), а также 2 книги московского издания начала XX в.: «Апокалипсис трехтолковый» 1913 г. (Фото 7) и «Потребник» 1904 г.;

 

Прихожанка общины беспоповцев-простецов г. Зыряновска Фаина Иосифовна Рафаилова. 2007 г. Фото автораБожница беспоповцев-простецов Мамонтовых. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.2007 г. – с 21 по 25 августа состоялась поездка в г. Зыряновск зав. отделом редких книг и иконописи О.Н.Осерчевой в составе музейной экспедиции, следовавшей в Катон-Карагайский район (результатом поездки стала статья «Беспоповские общины г. Зыряновска во второй половине XX – начале XXI вв.» (по материалам полевых исследований 1981, 1991, 2007 гг.) (Фото 8, 9, 10) // сборник материалов международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий», выпуск 7, Барнаул: БГПУ, 2008 г.); в лице отдельных представителей беспоповского согласия г. Зыряновска отмечается тенденция к объединению с поповцами;

Божница поморки Толмачевой Е.Г. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.

 


 


 

__________________________________________________________________________________

1 Бухтарминский край – историческое название территории в бассейне рек Бухтармы и Нарыма, до революции входил в состав Змеиногорского уезда Алтая, с 1925 г. – в состав Алтайского горного округа, в административном же отношении район принадлежал к Змеиногорскому уезду Томской губернии4 [с. 1] (ныне входит в состав Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан);

2 Г.Гребенщиков. Алтайская Русь. Историко-этнографический очерк. «Алтайский альманах», 1914 г. С. 7 (Далее Гребенщиков);

3 С.Черных. С берегов Иртыша. Алма-Ата: Казахстан, 1981 г. – 288 с. С. 106 (Далее Черных);

4 Е.Э.Бломквист, Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы – Л., 1930. С. 7-8. (Далее Бломквист);

5 Гребенщиков. С. 7;

6 Гребенщиков. С. 7;

7 Бломквист. С. 7;

8 Бломквист. С. 9;

9 Бломквист. С. 10;

10 Бломквист. С. 11;

11 Н.Н.Покровский. Бухтарминцы // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (Далее Покровский);

12 Н.В.Алексеенко. Взаимосвязи казахского и русского населения в Восточном Казахстане (XVIII - первая половина XIX вв.). Усть-Каменогорск, 2003 г. – 140 с. С. 38 (Далее Алексеенко);

13 Н.С.Мурашова. Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества // Семейские староверы Забайкалья. Эл. Версия. (Далее Мурашова);

14 Мурашова;

15 Бломквист. С. 10;

16 Покровский;

17 Бломквист. С. 12, 6, 10;

18 При въезде в город стела с датой основания города. Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г.;

19 Мурашова;

20 Покровский;

21 Бломквист. С. 14-15;

22 Алексеенко. С. 26;

23 Алексеенко. С. 38;

24 Алексеенко. С. 12;

25 Н.В.Алексеенко Бухтарминские были. Алма-Ата, 1981. Н.В.Алексеенко. В.Н.Алексеенко. Славянское население Казахстана XVIII-XX вв. Историко-демографическое исследование. Усть-Каменогорск, 2009 г. – 131 с. С. 59 (Далее Н.В.Алексеенко. В.Н.Алексеенко);

26 Мурашова;

27 Мурашова;

28 Е.А.Агеева. Беглопоповцы в XIX - начале XXI в. // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Эл. версия: 16 мая 2009 г. (Далее Агеева);

29 Бломквист. С. 13;

30 Бломквист. С. 3; 18, 20, 22;

31 Агеева

32 Н.В.Алексеенко. В.Н.Алексеенко. С. 59;

33 Покровский;

34 А.И.Мальцев. Беспопопвцы в XVII – начале XVIII вв. // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том 4, с. 702-724. Эл. версия: 16 мая 2009 г;

35 Из истории раскола в Томской губернии в XIX в. Исторический вестник, июнь, 1901 г. КП-IV-14539;

36 Мурашова;

37 Бломквист. С. 37;

38 Мурашова;

39 Гребенщиков. С. 10;

40 Алексеенко. С. 13;

41 Из истории раскола в Томской губернии в XIX в. Исторический вестник, июнь, 1901 г. КП-IV-14539;

42 Полевые записи Осерчевой О.Н., Зыряновский район – 1991 г.;

43 Бломквист. С. 38-39;

44 Бломквист. С. 4; 16;

45 Бломквист. С. 18;

46 Бломквист. С. 46;

47 Из истории раскола в Томской губернии в XIX в. Исторический вестник, июнь, 1901 г. КП-IV-14539;

48 Гребенщиков. С. 10;

49 Бломквист. С. 40-41;

50 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Катон-Карагайский район – 1987 г. д. 1/251, запись О.Н.Осерчевой. С. 6, 13-15 (Далее Осерчева);

51 Бломквист. С. 26;

52 Бломквист. С. 14-15;

53 Исторические деятели. XVIII- XIX вв. http://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/people/yadrinzev.php;

54 Бломквист. С. 27;

55 Мурашова;

56 Бломквист. С. 89; http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/sapozhn_vv.html;

57 Мурашова;

58 Мурашова;

59 Мурашова;

60 А.Агеева. Беспопопвцы в XX – начале XXI вв. // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том 4, с. 702-724. Эл. версия: 16 мая 2009 г. (Далее Агеева. Беспоповцы);

61 Полевые записи Осерчевой О.Н., Зыряновский район – 1991 г.;

62 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, г. Зыряновск – 1981 г. д. 1/64, запись А.А.Яковлева; Полевые записи Осерчевой О.Н., Зыряновский район – 1991 г.;

63 Новоселов. С. 405;

64 Бломквист;

65 Новоселов. С. 403-405;

66 Черных. С. 106-109, 127;

67 Гребенщиков. С. 10, 11,13;

68 А.Изотов. Красное Беловодье. Документальная повесть. А-Ата, «Казахстан», 1973 г. С. 8-9;

69 Бломквист. С. 30;

70 Черных. С. 115;

71 Мурашова;

72 Новоселов. С. 412;

73 Часовенные. Книжица Самарского староверия. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/9-1-0-11;

74 Бломквист. С.35;

75 Мурашова;

76 А.Изотов. Красное Беловодье. Документальная повесть. А-Ата, «Казахстан», 1973 г. С. 8-9;

77 Осерчева. С. 26, 51-54;

78 Мурашова;

79 Покровский;

80 Полевые записи Осерчевой О.Н., Большенарымский район – 1990 г.;

81 Мурашова;

82 Бломквист. С. 1; 26; 80;

83 Бломквист. С. 1-2, 33, 30, 31, 305-311, 35-37, 43-44;

84 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г.;

85 Агеева;

86 Агеева;

87 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Зыряновский район – 1977-1978 гг., оп. 6, д. 54; Полевые записи Осерчевой О.Н., Зыряновский район – 1991 г.;

88 Осерчева. С. 26;

89 Полевые записи Осерчевой О.Н., Большенарымский район – 1990 г.;

90 Лениногорский филиал ГА ВКО, ф. 1, оп. 1, д. 42, л. 23;

91 После введения в Китае режима коммунистического правительства, проведения земельной реформы, что неизменно повлекло за собой политические репрессии, старообрядцы, жившие на территории Китая и, не являясь китайскими подданными, по предложению Консульства начали целыми общинами покидать территорию Китая. Большая их часть переселилась в США, многие вернулись на родину в г. Зыряновск и др. населенные пункты;

92 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г.;

93 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г.;

94 Покровский;

95 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Катон-Карагайский и Зыряновский районы – 1980 г. д. 1/13Б. С. 41; запись Т.И.Моховой. С. 14;

96 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, г. Зыряновск – 1981 г. д. 1/64, записи А.А.Яковлева. С. 59; В.А.Черкашиной. С. 27, 28, 31, В.Е.Крутелева. С. 9, 10;

97 Кадильница. Конец XIX - начало XX вв. Металл, дерево, выколотка, просечка. 11,5 см. х 18 см., d 8 см. ВКЭМЗ. ГИК-XXVI-9901;

99 ГА ВКО, ф. 176, оп. 3, д. 2131, л. 5;

100 Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана 1920-2002. Усть-Каменогорск: ГА ВКО, 2005 г. С. 26;

Религиозно-богослужебные книги 2-ой половина XIX – начала XX вв. ВКЭМЗ. КП-XVII- 20361 – КП-XVII-20370, КП-XVII-20372, КП-XVII-20373;

101 Мурашова;

102 Н.А.Старухин. Алтайский край // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Эл. версия: 16 мая 2009 г.

103 Покровский;

104 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г.;

105 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Усть-Каменогорск – 2002 г.

Список иллюстраций:

1. Чертеж старообрядческой церкви со звонницей (сделан с натуры). с. Снегирево Зыряновского района. Из рабочих материалов архитекторов ВКЭМЗ.

2. Наставник молитвенного дома беспоповцев-простецов г. Зыряновска (1960-е – 1980-е гг.) Ерофей Григорьевич Мамонтов. Фото автора, 2007 г.

3. Беспоповцы-простецы Мамонтовы. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.

4. Наставник Беловского прихода 2-ой половины XX в. Маркелий Степанович Рахманов (1909-1995). Копия 1995 г. с фото 2-ой половины XX в. ВКЭМЗ.

5. Кадильница из собрания ВКЭМЗ. Конец XIX - начало XX вв. Металл, дерево, выколотка, просечка. 11,5 см. х 18 см., d 8 см., ГИК-XXVI-9901. Фото автора.

6. Старовер, житель с. Максиха Томской губернии Бухтарминского уезда, солдат-пехотинец Первой мировой войны Степан Харитонович Рахманов (сидит 1-й справа).

7. Апокалипсис лицевой трехтолковый. Москва, Старообрядческая типография. 1913 г. ВКЭМЗ. КП-42-27692.

8. Прихожанка общины беспоповцев-простецов г. Зыряновска Фаина Иосифовна Рафаилова. 2007 г. Фото автора.

9. Божница беспоповцев-простецов Мамонтовых. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.

10. Божница поморки Толмачевой Е.Г. Фото автора. Зыряновск, 2007 г.

Осерчева О.Н. ©

Опубликовано в журнале: г. Алматы:

«Евразийское сообщество», № 3 (75), 2011 г., стр. 29-39.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы