• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Осерчева О.Н. К вопросу об утраченном архитектурном памятнике двухклассного училища в селе Красный Яр на Иртыше

Осерчева О.Н. К вопросу об утраченном архитектурном памятнике двухклассного училища в селе Красный Яр на Иртыше

Статья посвящена вопросу проектирования двухклассного училища Министерства Народного Просвещения в селе Красный Яр на Иртыше Змеиногорского уезда Томской губернии (совр. село Предгорное Восточно-Казахстанской области).

Ключевые слова: двухклассное училище, памятник сельской школьной архитектуры, народное образование, объекты народного просвещения, село Красный Яр на Иртыше, Предгорное, Восточно-Казахстанская область

 

Деревянное здание двухклассного училища начала XX века в селе Красный Яр на Иртыше, пережив разные исторические периоды, в 2010 г. было снесено по решению местной сельской администрации с оценкой состояния 60% износа [3, л. 2-6]. Вместе с тем событию предшествовало выявление этого здания как памятника дореволюционной сельской школьной архитектуры, сделанное членом комиссии по сохранению культурного наследия региона при Восточно-Казахстанском областном управлении культуры М.М. Ларионовым в 2004 году. Однако, по невежеству чиновников, здание было вычеркнуто из списка памятников истории и культуры края, в результате чего объект не вошел в изданный «Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области» (2005) [17], что и позволило вскоре его благополучно ликвидировать.

Актуальность проблемы охраны исторического наследия дала основание включить здание Красноярского двухклассного училища в музейный проект в форме реконструкции, как одного из старейших, еще сохранявшихся в области в начале XXI века объекта учебно-образовательного назначения. Архитектурная реконструкция здания выполнена архитектором музея-заповедника А.В. Молчановым на основании обмеров здания в 2013 году [10]. При разработке плана реконструкции возник ряд проблем, связанных с количеством окон, входных групп, печей отопления, их расположения и некоторых других моментов в связи с перестройками советского периода. Музейный проект включает версию относительно второй входной группы справа и отсутствия окон на левом боковом и заднем фасадах, как раз в тех местах, со стороны которых в советские годы к зданию были осуществлены пристройки.

 

>

Главный фасад двухклассного училища начала  XX века в селе Красный Яр на Иртыше.

Реконструкция архитектора Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника А.В. Молчанова 2013 г.

 

Задача настоящей статьи – с помощью накопленных материалов предельно точно передать первоначальный внешний облик и внутреннюю планировку здания для более точного воссоздания его в музейном проекте, а также выявить является ли здание министерского двухклассного училища типовым проектом сельской школьной архитектуры начала XX века.

Для раскрытия темы в статье использованы материалы научных командировок 2014 и 2016 годов в Глубоковский и Шемонаихинский районы, в результате которых удалось обнаружить план старой Предгорненской школы, заключавший в себе историческую часть двухклассного училища [3], а также собрать некоторые сведения по схожим проектам школьных зданий [11].

Воспоминания старейших учителей области Германа Георгиевича Новикова (1889-1975?), жителя г. Усть-Каменогорска [1; 4] и Петра Павловича Медведева (1898-после 1971), жителя села Шемонаихи [5; 6] помогли разобраться в вопросах ведомственной принадлежности дореволюционных учебных заведений и строительстве здания первой школы на территории края.

Документы Государственного архива Восточно-Казахстанской области по Усть-Каменогорскому уездному народному образованию представлены преимущественно советским периодом. Только воспоминания Г.Г. Новикова содержат сведения о дореволюционных сельских школах в границах бывших Устькаменогорского, Семипалатинского и Змеиногорского уездов, но они больше касаются ведомственной принадлежности школ, описаний учебного процесса и положения учителей [1; 4].

На протяжении всего XIX века Россия не имела единой системы начального образования. Только к концу 1850-х гг. наметилась сеть народных школ, которые открывались разными ведомствами: Императорским двором, Священным Синодом, Палатой государственных имуществ, сельскими обществами и т.д. [15, с. 10].

На территории края в этот период широкое распространение получили частные школы, которые создавались политическими ссыльными, представителями властных структур: чиновниками, волостными и сельскими писарями, священнослужителями. Очень плохо обстояло дело с сельскими школами. До 1860-х гг. в Усть-Каменогорском уезде не было ни одной государственной школы [16, с. 78, 79].

Первые учебные заведения на территории края для крестьянских детей были открыты Министерством внутренних дел: в 1865 году – в селе Шемонаевском Александровской волости (ныне г. Шемонаиха Шемонаихинского района ВКО), в 1873 – в поселке Ульбинском Бобровской волости (ныне п. Согра г. Усть-Каменогорска), в 1874 – в селах Верх-Убинском Владимирской волости (ныне с. Верх-Уба Шемонаихинского района ВКО), Бобровском Бобровской волости и поселке Глубочанском Устькаменогорской волости (ныне с. Бобровка и п. Глубокое Глубоковского района ВКО) [18, с. 240, 241].

Как правило, в первые десятилетия своего существования учебные заведения не имели собственных зданий и размещались в неприспособленных помещениях или частных домах, что не соответствовало требуемым нормам и качеству обучения.

Одно из первых школьных зданий в крае, по воспоминаниям П.П. Медведева, было построено в 1889 году в селе Шемонаевском для самого старинного начального одноклассного училища с 3-х летним сроком обучения. Дату строительства здания подтверждает факт учительства в нем с 1889 по 1911 годы известного в Шемонаихе педагога Т.Д. Копырина. Это было единственное одноэтажное деревянное школьное здание барачного типа, в народе называемое «гробуха», рассчитанное, примерно, на 100 человек, где одновременно обучались дети из окрестных деревень. Одноклассное училище состояло из трех отделений: более просторное помещение занимал учебный класс, в меньшем – жил учитель и в третьем, самом маленьком, – находилась учительская, в которой была устроена небольшая библиотечка [5, с. 59-61], подаренная Томским купцом П.И. Макушеным [6, с. 15].

Слева направо: Здание начального одноклассного училища в селе Шемонаевском

по ул. Большой, 57  (ныне ул. Советская).

Училище основано в 1864 г. Здание построено ок. 1889 г. Утрачено после 1971 г.

Фото 1930-х гг.  Шемонаихинский историко-краеведческий музей. КП нв-4-2707(ОПЖ Ш-9)

 

 

 

 

По воспоминаниям жителей села Верх-Убы из существовавших дореволюциизданий начальной школы в их селе бытовали деревянные постройки, не похожие на здание Красноярского училища, из которых одно было длинное одноэтажное, аналогичное Шемонаевской «гробухе», другое – двухэтажное купеческое. В историях села Бобровка и поселка Глубокого не сохранились описания и какие-бы то ни было документальные свидетельства архитектурных проектов первых школьных зданий [11].

Сельские начальные училища ведомства Министерства внутренних дел строились, ремонтировались и содержались за счет сельских обществ [4, с. 26-28], частных земских сборов с крестьян Томской губернии и бывших приписных к Алтайским горным заводам, а также других крестьян Алтайского округа. Из земских сборов оплачивали работу учителей, законоучителей, закупали учебные пособия. Наем помещений для учителей, наем училищной прислуги, ремонт, отопление и освящение зданий были возложены на сельские общества [18, с. 237]. По экономическим соображениям к строительным работам привлекались местные крестьяне, что обуславливало простые конструктивные решения зданий без особого декора.

После Шемонаихи, Верх-Убы, Бобровки, Ульбинского и Глубоковского поселков государственное одноклассное начальное училище было основано Российским Министерством внутренних дел в селе Красный Яр на Иртыше в 1882 году [18, с. 241]. Поскольку собственного здания учебное заведение не имело, занятия в течение первых двух десятилетий проходили в частных домах. Из материалов школьного музея известны адреса домов по улице Речной, 16 и Коммунальной, 24. По данным метрических книг 1882-1883 гг. у истоков образования села этого периода стояла одна из первых учительниц – Мария Михайловна Смирнова [9, лл. 30, 86].

Начавшийся в 1860-х гг. процесс оптимизации ведомств с целью объединения всех сложившихся к этому времени типов народных школ под единой системой административного и педагогического руководства Министерства народного просвещения завершился к концу XIX века [15, с. 17, 18].

В 1897 г. местные сельские училища, учрежденные Министерством внутренних дел, были переданы в ведомство Министерства народного просвещения. Школьные здания стали строиться, ремонтироваться, отапливаться и освещаться, включая квартиры учителей, сторожей и уборщиц, за счет нового ведомства [4, с. 26-28].

Решением Министерства народного просвещения от 17 ноября 1903 года одноклассное начальное училище в селе Красный Яр было преобразовано в двухклассное [19, с. 243]. По всей видимости, строительство нового школьного здания  было связано с этим событием. По свидетельству жителей села, опирающихся на воспоминания школьного учителя истории 1940-х гг. И.А. Галошина, здание построено в 1904-1905 гг. [2, с. 10].

Двухклассные училища от одноклассных с 3-х летним сроком обучения и элементарным уровнем знаний на выходе, отличались 5-летним сроком, который давал дополнительные знания по истории, географии, естествознанию и черчению. По причине более полного и законченного образования они приобрели большую популярность среди крестьянского населения и местных земских самоуправлений [15, с. 17, 18].

Сохранились фамилии учителей, преподававших в 1906-1907 гг. в собственном здании двухклассного училища: В.А.Данилов, Д.Д.Одинцов [7, лл. 233, 283, 287]. Среди новых поступлений 2017 года, сданных в музей-заповедник жительницей г. Усть-Каменогорска Н.Б. Смольяковой, обнаружена портретная фотография Смолякова Василия Тимофеевича, учительствовавшего в Красноярском двухклассном училище с 1907 по 1911 гг. [12; 13]. В метрических книгах 1914-м годом отмечена фамилия еще одного преподавателя – А.Г. Фоменко [8, лл. 5, 153].

 >

Здание двухклассного училища начала XX века в селе Красный Яр на Иртыше

с пристройками 1959 года. Разрушено в 2010 г.

с. Предгорное Глубоковского района ВКО, ул. Ленина, 69, 2007 г.

Из материалов отдела дизайна и народной архитектуры ВК областного музея-заповедника.

К сожалению, документов, связанных со строительством и эксплуатацией двухклассного училища в администрации села не сохранилось. Единственным документом, из которого можно извлечь его общий план, является инвентарное дело бывшей Предгорненской средней школы, составленное сотрудниками Глубоковского «Центра по недвижимости по ВКО» накануне сноса здания в мае 2010 г. [3, л. 11]. Однако этот документ не дает точного представления об архитектурном плане двухклассного училища, т.к. в советский период здание перестраивалось под новую школу. К тому же в деле названа ошибочная дата строительства здания – 1882 год, которая перепутана с датой его основания как одноклассного начального учебного заведения.

Историческая часть плана двухклассного училища в селе Красный Яр на Иртыше по состоянию на 2010 год. Из Инвентарного дела № 17071. Кадастровый номер 05: 068: 000: (069: 17071). Глубоковский филиал РГКП «Центр по недвижимости по ВКО» КРС и ОПП МЮ РК.

 

 

Изменение архитектурного облика двухклассного училища, возникшее в период его реконструкции, связанно с неоднократными преобразованиями учебного заведения с 1919 года от Единой Трудовой Школы двух ступеней с 7-летним сроком обучения до средней школы с 10-летним сроком обучения к 1935 году. В плане к зданию начала XX века, примыкают пристройки 1959 года, выполненные по причине необходимости увеличения площадей школьного помещения в связи с большой рождаемостью детей в послевоенные годы. Из плана и описания старинной части здания явствует, что двухклассное училище представляло собой проект деревянного одноэтажного здания на бутовом фундаменте, общей площадью 320,7 кв. м., рассчитанного, примерно, от 60 до 100 учеников. Здание включало в себя центральное помещение, представлявшее собой внутреннюю рекреацию, характерную для городских школ, и два выступающих слева и справа боковых крыла, образующих в плане букву «П». К моменту его сноса флигель слева имел 6 помещений, справа – 4 помещения. Во время реконструкции здания для прохода в пристроенное слева помещение от класса была урезана часть площади под коридор. В помещении с предполагаемой кухней-столовой имелись три дополнительные внутренние перегородки, разделяющие его на четыре части. В этом же крыле здания была размещена входная группа. От первоначального количества окон осталось шестнадцать: 5 – со стороны заднего фасада, 5 – со стороны правого бокового фасада и 6 – с главного фасада [3]. На плане не обозначено местоположение печей отопления. По воспоминаниям жителей села печи-голландки отапливали помещения в правой и левой частях здания, где находились классы. Русская печь, сложенная из кирпича, была устроена в квартире учителя. 

По сохранившимся фотографиям советского периода видно, что проходы из боковых в центральное помещение имели геометрические арочные своды. Ограждение вокруг учебного здания деревянное. В 1970-е гг. оно было заменено на стандартное металлическое в виде крупной сетки-рабицы.

Наружный вид здания можно проследить по фотографиям начала XXI в. Двухскатные крыши боковых флигелей образовывали в соединении с центральным помещением сложную по конфигурации крышу. Треугольные деревянные фронтоны на флигелях с 3-х ярусным карнизом имели чердачные отверстия, декорированные зубчатыми дентикулами. Окна прямоугольные со стрельчатыми кокошниками наличников. Входная группа с левой стороны здания состояла из низкого деревянного крыльца в две ступеньки с перилами, над которым возвышалась двухскатная крыша с треугольным фронтонам. Передняя часть конструкции удерживалась на витых деревянных столбах.

Входная группа и оконная рама со стрельчатым кокошником – последние артефакты, оставшиеся после сноса здания, использовались в качестве беседки на территории новой кирпичной Предгорненской средней школы, построенной в 2005 г. в другом месте села. В 2016 году их перенесли во двор казачьего куреня, обустроенного современной казачьей общиной села Предгорного в доме по улице Коммунальной, 17.

Исследовав имеющиеся материалы, можно предположить, что по первоначальному проекту под классы были отведены две самые большие светлые комнаты равноценные по площади, расположенные напротив друг друга с юго-восточной стороны. Справа от входа с западной стороны комнату поменьше мог занимать учитель. Около квартиры учителя еще два небольших помещения, одно из которых коридор, другое, возможно, кладовая, либо коридор второй входной группы, заделанный во время реконструкции здания. В большой рекреации между классами, проводились гимнастические занятия и различные учебные мероприятия. Слева от входа с северной стороны в самой маленькой комнате, скорее всего, была устроена учительская, за стенами которой оставшаяся с двух сторон площадь использовалась под коридор входной группы, гардероб и кухню-столовую.

В результате научной командировки в августе 2016 г. в Шемонаихинский район здания подобной архитектуры были обнаружены в Выдрихе. Однако, сведения по дате их строительства у жителей-краеведов О.В. Анисимовой, Г. Борзых и в материалах школьного музея противоречивые. По одним данным оба здания построены до революции, по другим – в 1929 г. [11].

 

 

 

 

 

Одно из зданий начальной школы. Построено в 1929 г.

с. Выдриха, ул. Советская (совр. Центральная).

Ныне в нем размещается аптека.

Из материалов школьного музея села Выдрихи Шемонаихинского района ВКО.

 
 

>

Одно из зданий начальной школы села Выдриха по ул. Советской (совр. Центральная). Построено в 1929 г. как Народный дом. В 1932-1934 гг. в здании располагался агропедтехникум,

после 1967 г. – детский сад «Тополек». Разрушено в 2006 году.

Из материалов школьного музея села Выдрихи Шемонаихинского района ВКО.

 

 

Старая фотография в книге Н.Е. Телегина «Из истории народного образования Шемонаихинского района 1865-2015 гг.» свидетельствует о том, что школьное здание подобной архитектуры с 1924 года существовало еще в селеУбинском [14, с. 128].

Таким образом, изучая вопрос проектирования двухклассного училища в селе Красный Яр на Иртыше было установлено, что фотографий с видами здания начала XX не существует. Первая сохранившаяся черно-белая фотография, отображающая главный фасад здания с одной входной группой, относятся к 1970-м годам, хотя, по воспоминаниям жителей, здание имело две симметричные входные группы. Любительские цветные фотографии 2004-2005 гг. не демонстрируют четкое количество окон на заднем фасаде и на боковых фасадах в силу реконструкции советского периода и отсутствия четкой съемки правого бокового фасада. Внутренняя планировка здания отражена непонятными фрагментами в единичных фотографиях конца 1960-х гг. и 1980-х гг. из архива школьного музея и одной фотографии, выполненной М.М. Ларионовым в 2004 г. 

Архивные источники и сведения о сельских школьных зданиях, полученные в ходе научных командировок летом 2016 года в Глубоковский и Шемонаихинский районы, показали, что первые школьные здания в крае строились в конце XIX века для одноклассных училищ, находившихся в ведомстве Министерства внутренних дел. К строительным работам привлекались местные крестьяне, что обуславливало простые конструктивные решения. Это был самый ранний тип старой школы в крае, представлявший собой одноэтажное деревянное здание барачного типа с тремя помещениями для класса, квартиры учителя и учительской. При этом под класс отдавалось самое большое помещение, поменьше – для квартиры учителя и самое маленькое – под учительскую. Этот тип школы имел распространение в населенных пунктах Устькаменогорского уезда и сохранился в памяти жителей разных селений.  

После передачи в конце XIX века учебных заведений в ведение Министерства народного просвещения на смену этому простейшему, мало приспособленному к занятиям проекту, пришел новый, более оптимальный проект с элементами школьной городской архитектуры для двухклассных училищ. Суть проекта заключалась в том, что под класс предусматривалось уже не одно, а два самых больших и светлых помещения с большой рекреацией между ними. Рекреация давала возможность необходимой дополнительной площади для занятий физкультурой и проведения школьных мероприятий.

В результате проведенных исследований, опираясь на немногочисленные артефакты, удалось установить, что по новому проекту одним из первых в крае в начале XX века было построено здание двухклассного училище в селе Красный Яр на Иртыше. Особенности развития и экономика села в начале XX века позволяли осуществить строительство из более доступного и дешевого материала, каковым являлось дерево. Здание двухклассного училища оставалось в неизменном виде с момента его строительства в 1903-1905 гг. до 1959 года, после чего в его реконструкции произошло наложение, связанное с нуждами советского периода, которое изменило его архитектурный облик и внутреннюю планировку.

Для воссоздания музейного проекта остается открытым вопрос второй входной группы, который основывается только на утверждениях старожилов. С количеством окон ситуация гораздо сложнее. План старой Предгорненской школы ее не проясняет,  но фотографии других старых школьных зданий показывают, что окна опоясывали  здания вкруговую, что вполне соответствовало нормам санитарии и гигиены.

В 2005 гг. архитектором Н.Ф. Реутовым выполнена схема застройки культурно-исторического центра с. Предгорное Глубоковского района ВКО, украшением которой должно было стать здание двухклассного училища. Однако этому не суждено было осуществиться и сегодня, оглядываясь на прошлое, можно лишь сожалеть об утрате удивительного памятника сельской школьной архитектуры начала XX века со столетней историей, по проекту которого с индивидуальными особенностями в каждом селении продолжали возводить учебные здания для начальной школы в первые годы советской власти.

 

Список литературы:

Архивные источники:

1. Воспоминания Г.Г. Новикова. Дореволюционные сельские школы в границах бывших уездов: Усть-Каменогорского, Семипалатинского и Змеиногорского Алтайского края. 1907-1917 гг. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 5. На 24 л.

2. И.А. Галошин. Некоторые данные из истории села Предгорного (Красный Яр). Машинопись. 1940-1969. – 12 с. / Архив ВК музея-заповедника.

3. Инвентарное дело № 17071. Кадастровый номер 05: 068: 000: (069: 17071). Глубоковский филиал РГКП «Центр по недвижимости по ВКО» КРС и ОПП МЮ РК, 2010 г. – 17 л.

4. Г.Г. Новиков – старейший житель и учитель Усть-Каменогорска. Очерк развития народного образования в Западно-Сибирском учебном округе за десятилетие – с 1897 по 1906 гг. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 16. На 71 л.

5. П.П. Медведев. Воспоминания о прошлом Шемонаихи. 1890-1915 гг. Шемонаихинский историко-краеведческий музей: ВКО МШфКПнв-2-1815.

6. П.П. Медведев. История моей жизни. Автобиографический очерк. Часть 1. Шемонаиха, 1970 г. – с. 91. Шемонаихинский историко-краеведческий музей: ВКО МШфКПнв-2-1815.

7. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красного Яра Змеиногорского уезда на 1902-1908 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 7. На 465 л.

8. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красного Яра Змеиногорского уезда на 1913-1915 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 8. На 315 л.

9. Метрические книги Томской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красноярского Бийского округа за 1882-1883. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 3. На 153 л.

10. А.А. Молчанов. План, реконструкции и чертежи обмеров Предгорненской школы. ВК музей-заповедник: Отдел дизайна и народной архитектуры, 2013 г.

11. О.Н. Осерчева. Отчет о работе в г. Шемонаиха и селах Шемонаихинского (Выдриха, Верх-Уба) и Глубоковского (Глубокое, Предгорное, Бобровка) районов ВКО, 16-19 августа 2016 г. / Архив ВК музея-заповедника.

12. О.Н. Осерчева. Личный архив. Усть-Каменогорск: Информатор Смольякова Н.Б., 2017 г.

13. Фото. Портрет учителя В.Т. Смольякова. Фотограф Афанасьев, ≈ 1910-е гг. Записи на обороте. ВК музей-заповедник. КПнв-23-12637.

 

Монографии:

14. «Из истории народного образования Шемонаихинского района 1865-2015 гг.». Составитель: Н.Е.Телегин. Рецензент: к.и.н. И.Д. Никифоров. Шемонаиха, 2015 г. – с. 250. ВК музей-заповедник: КП-79-37445.

15. А.В. Ососков. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., Просвещение, 1982 г. – 208 с.

16. Очерки истории Рудного Алтая. Под редакцией: Н.В. Алексеенко, В.П Пизиков, Д.О. Балк и др. Усть-Каменогорск: ВК областное педагогическое общество, УКПИ, ВК областной историко-краеведчекий музей. Облтипография № 15, 1970 г. С. 199;

17. Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно-Казахстанской области. Усть-Каменогорск: Государственный фонд поддержки культуры и искусства. Усть-Каменогорск. 2005. – 236 с., карты, илл. ВК музей-заповедник: КП-45-28646.

 

Электронные ресурсы:

18. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за ученье, числа учащихся и личного состава служащих. Издание 4-е Канцелярии Попечителя. Томск, Паровая Типо-Литография П.И. Макушина, 1895 г. – 266 с. // Областная библиотека имени А.С.Пушкина. http://elib.tomsk.ru/purl/1-649/ (дата обращения: 01.11.2015)

19. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год. Издание 7-е Канцелярии Попечителя. Томск, Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1909 г. – 397 с. // Областная библиотека имени А.С.Пушкина. http://elib.tomsk.ru/purl/1-649/ (дата обращения: 01.11.2015)

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы