• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи газетные Сушко П.Н. Реквием по старому городу

Сушко П.Н. Реквием по старому городу

РЕКВИЕМ  ПО СТАРОМУ ГОРОДУ

Вот стою я на улице Горького, почти лишенной всего зелёного убора и плачет моё сердце при виде того, как безжалостный ковш экскаватора совершает своё черное дело, до основания разрушая красивый фасад дома заводчиков Гениных…

Весна 2003 года принесла горожанам, оберегающим старый город, два шокирующих душу события. Варварски, один за другим, были разрушены жемчужины провинциальной архитектуры начала ХХ века, дома бывшего городского Головы Ореста Федоровича Костюрина на улице Кирова и заводчиков Петра и Ивана Кирилловичей Гениных на улице Горького. Первый дом в начале ХХ века был подлинным украшением улицы Большой и культурным центром города. Здесь жила дружная и интеллигентная семья Костюриных, по инициативе главы которой были построены 13 архитектурных и ландшафтных памятников, преобразивших облик старого центра города (теперь сохранилось только 10). В этом уютном доме, в чём-то напоминающем особнячки окраин старой Одессы, откуда был родом хозяин. Здесь на втором этаже в просторной гостиной, постоянно украшенной цветами, собиралась просвещенная молодежь, и звучал прекрасный рояль, а на улицу доносились звуки чарующих пьес Шуберта, Шумана, Листа, Чайковского и Рахманинова. В этом доме жили люди, которые украшают нашу Землю, о которых Христос сказал: «Вы - соль земли!».

А мы, как манкурты, забыли об этом светлом человеке, Оресте Фёдоровиче Костюрине, который успешно организовал механические мастерские для обслуживания крестьянских хозяйств по модели, описанной в романе Чернышевского «Что делать?».

Близорукие власти прошлого авторитарного века не простили этому чистому человеку капитал, который он заработал своим умом и трудом. Он на практике блестяще осуществил то, что так сложно и запутанно излагает современная теория менеджмента и маркетинга. Мы даже не удосужились за прошедшие 85 лет назвать улицу города в честь этого выдающегося Гражданина. Мы сохранили могилу его верного друга Михаэлиса, но стерли с лица земли и забыли место могилы Костюрина. А этот человек за свой большой вклад в развитие экономики и украшение города имел полное право быть удостоенным организации музея в доме, который он построил для своей семьи. Мы безжалостно и коварно уничтожили последнее пристанище Костюрина.

Такая же «расправа» была учинена с другим охраняемым памятником провинциальной буржуазной архитектуры - домом заводчиков Гениных. С начала по тому же «сценарию» снесли боковые и задние стены и перекрытия. Некоторое время парадный фасад, как мученик, печально возвышался над улицей, и это усыпило бдительность доверчивых краеведов и знатоков архитектуры. Затем в середине мая в одночасье, памятник был окончательно уничтожен!?

При этом самым грубым образом нарушен Закон Республики Казахстан «Об охране историко-культурного наследия». Все перечисленные дома входили в областной Свод, охраняемых Государством памятников, который был утвержден главой администрации области и представлен для включения в общегосударственный Свод в Министерство культуры Республики Казахстан. Снять с охраны любой из охраняемых памятников можно по решению Акима области, согласованному с Министерством культуры Республики Казахстан.

Городские архитектурные власти показали свою полную несостоятельность и некомпетентность, неуважение Законов нашего государства. По мифологическому «разрешению» рядового чиновника облуправления культуры горархитектура    н е з а к о н н о  санкционировала снос жемчужин Усть-Каменогорской архитектуры начала ХХ века под лукавым предлогом о воссоздании фасадов зданий по чертежам. Но для специалистов не секрет, что сейчас напрочь утрачены традиции, технологии строительства подобных памятников: не те материалы, не та рецептура, потому что фасады старинных зданий декорировались специально изготовленным на заводах фигурным кирпичом (для выполнения выступов, замков арочных сводов, округлых пилястр, дентикул фриза и т.п.).

На что надеялись беспринципные городские архитекторы, привыкшие с 60-х годов ХХ века строить только безликие «коробки», с прямоугольными оконными проёмами. Здесь вся надежда была на русский авось… Авось общественность промолчит, авось СМИ побоятся высказаться? Да, действительно, только телекомпания КТК позволила себе серьёзный оперативный репортаж о Усть-Каменогорском архитектурном вандализме. А молодого краеведа, инициатора передачи, для усыпления бдительности пригласили на градостроительный совет, а потом поступили по крыловской басне: «А Васька слушает, да ест». И памятники под шумок словесных баталий снесли.

Здесь полезно обратиться к истории этого болезненного вопроса – «Охрана архитектурных и исторических памятников». Градостроительный вандализм имеет в нашем городе старые корни. Началось всё со сноса лучшего архитектурного памятника города – Собора Покрова Пресвятой Богородицы в парке им. Кирова. Он был истинной архитектурной доминантой центра старого города. Это произошло в зловещем 1936 году.

В течение ХХ века красивые старинные особняки в руках новых владельцев ветшали, безжалостно искажались и перестраивались. Наконец сносились целые кварталы особняков, как это сделано на улице Крылова.

К концу ХХ века возник почти фантастический проект строительства проспекта, диагонально пересекающего старый город, который по дореволюционным планам застраивался очень рационально и экологично, с учетом естественной продуваемости улиц за счет движения увлажненного воздуха, протекающего с запада, востока и севера от Ульбы и Иртыша.

Новый проспект напрочь перегородил почти все улицы старого центра, за исключением улиц Ушанова и Ауэзова. И это в условиях нашей вопиющей загазованности!? Мало того, под «каток» монстра-проспекта попадают два уникальных охраняемых памятников архитектуры, Мариинское училище на улицах Урицкого, Кирова и изящный особняк купца Кожевникова на улице Тохтарова, чудом сохранивший подлинные купеческие интерьеры. Наконец по проекту будет снесён последний уголок дореволюционых деревянных домов на улицах Карла Либкнехта и Тохтарова.

Но нашим архитекторам всё нипочём! С конца ХХ века в городских архитектурных кругах стал моден миф, что стены всех старинных домов города подобны трухе. Так и говорили в духе Козьмы Пруткова: «Ткни пальцем и он пройдет сквозь стену». Этот миф был с энтузиазмом, достойным лучшего применения подхвачен градостроителями. Компания по сносу старинных особняков грянула, на очищенных местах стали возникать безобразные коробки.

А теперь вернемся к недавно утраченным памятникам архитектуры…

Часто задаю себе вопрос, почему все поголовно любят уютные города старой Европы? Да потому, что западно-европейцы дают нам прекрасный пример трогательного уважения к архитектуре прошлого. Восстанавливая, например, какую-нибудь церковь XV века они тщательным образом сохраняют подлинный фрагмент стены, надстраивая её, о чём, как правило, на нескольких языках мы узнаём из таблички: «В этой стене сохранён подлинный фрагмент кладки XV века». Финляндия, например, стала настоящим заповедником архитектуры русского классицизма, там работали многие зодчие России, в укор самой России, которая допустила разрушение многих архитектурных шедевров.

А мы, как Иваны, не помнящие родства, неумолимо разрушаем последние «осколки»  старинной архитектуры города Усть-Каменогорска, Семипалатинска, Зайсана, под предлогом возведения крепких новоделов под старину. Да, в чём-то они по- своему  красивы, но в них нет подлинности и аромата старины.

А потому в моём скорбящем сердце не перестают звучать пронзительные звуки реквиема по нашему беззащитному и теперь уходящему старому Усть-Каменогорску.

Петр Сушко, «Караван», 30 мая 2003 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы