Человек-эпоха. 2003

Печать

Козьма Прутков уверял, что нельзя объять необъятное. И был не прав. Есть "самородки", у которых это получается. Например, у директора эт­нографического музея Усть-Каменогорска Николая Зайцева.

Тридцать пять тысяч экспо­натов музея, детский этногородок, этнографический музей под открытым небом - таковы плоды его многогранной деятельности. И это не нечто зас­тывшее из истории быта этно­сов, а живой рассказ о событиях дней минувших.

Чтобы экспонаты музея го­ворили, музейные работники ведут огромную культурно-про­светительскую работу. Они не ждут, когда к ним забредет слу­чайный посетитель, а сами идут к людям, рассказывают об ис­тории края.

В экспозиции музея богато представлена культура всех на­ций и народностей, населяющих восточный регион страны. Культура казахов сосредоточе­на в отдельном выставочном зале. Особенно привлекательна \ юрта - такой ни у кого нет. В ней множество уникальных экспо­натов, собранных музеем за долгие годы. В других выста­вочных залах представлены быт и культура украинцев, евреев, немцев, китайцев, корейцев, а на днях открылась выставка ев­рейского быта, на которую съе­хались представители Израиля.

Своим рождением уни­кальный музей обязан Его Ве­личеству Случаю, когда молодому учителю истории, Николаю Алексеевичу Зайце­ву, ученик принес старинную тарелку, происхождение кото­рой ученые отнесли к XIX веку. С тех пор в школу один за дру­гим начали поступать экспона­ты... Любительский школьный музей поддержало государ­ство, и теперь уже этнографи­ческий музей известен далеко за пределами области.

В ВКО поддерживают культу­ру. Областной акимат всегда го­тов прийти на помощь и опера­тивно решить любую проблему. ... В хранилищах музея есть все – «от Ромула до наших дней». Массивные книги в тяжелых де­ревянных переплетах, множе­ство старинных икон, фарфор, трогательные елочные игрушки, самовары, зеркала, часы... Те­перь Николай Алексеевич вына­шивает идею, как соединить в единой экспозиции время, про­странство и человека, как древ­нюю культуру приблизить к мас­сам, заставить еще послужить людям. Чтобы осуществить ее, он построил в городском сквере, который был подарен музею областным акиматом, этнодеревню с образцами домов ста­роверов, зажиточных, бедных крестьян, баев, изготовленными в натуральную величину, с соот­ветствующим внутренним уб­ранством.

Это он "всколыхнул" истори­ческую память и восстановил календарные праздники - мусульманские и православные. Тысячи пасхальных яиц разво­зили в день Святой Пасхи по дет­ским домам, показывали риту­альные крестные ходы.

Не только собрать, но и до­нести до людей - вот самое главное, и самое трудное! Труд­ное, потому что требует неимо­верных усилий, фантазии и эн­тузиазма.

Так, с легкой руки музейных работников реанимировано и прикладное искусство. В зале музея работал мастер, который показывал технику изготовления различных поделок. Своему ре­меслу он обучил учителей труда, начальных классов, а вскоре на отделении прикладного искусст­ва в ПТУ № 2 Усть-Каменогорс­ка ввели новую дисциплину с последующим прохождением практики в музее. Сейчас в об­ласти целая армия прикладни­ков, которые ежегодно проводят выставку своих работ. Для лю­бителей искусства эти дни стано­вятся настоящим праздником.

ж. Деловой мир, 2003, № 25