• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Свахина Т.Е. Еврейские смешанные браки в Восточном Казахстане: советская идеология и современность

Свахина Т.Е. Еврейские смешанные браки в Восточном Казахстане: советская идеология и современность

Межнациональные браки в современном Казахстане – весьма распространенное явление, которое позволяет рассматривать межэтническое взаимодействие на примере многонациональных семей.

В данной работе мы попытаемся дать представить периодизацию социально-демографической структуры еврейского населения Восточного Казахстана в ХХ – ХХI веках.

Действующий издревле запрет жениться на представителях другого народа, или смешанный брак, - одно из самых проблемных понятий в еврейском образе жизни. Тора однозначно запрещает вступление в браки с представителями других наций (этот запрет – одна из 613 заповедей). Другими словами, запрет жениться на неевреях – это не дискриминационный акт, а исполнение Божественного повеления, цель которого уберечь евреев от отхода от традиций своих предков. Следовательно, еврейский закон не просто запрещает вступать в брак с неевреями, он даже не предусматривает такой практики и, хотя проблема смешанного брака обычно рассматривается в контексте национальности, в еврейском законе речь идет, прежде всего, об аспекте религиозном.

Вопреки общепринятому мнению, феномен ассимиляции и смешанных браков абсолютно не нов в еврейском мире. В современный исторический период иудаизм вошел руководствуясь существовавшей много тысячелетий традицией несмешения между евреями и неевреями, однако, в христианских странах. Именно с этого времени мы начинаем отмечать ослабление веры и религиозных традиций, произошедшее у многих евреев при знакомстве с новыми для них идеями и в столкновении с реалиями внешнего (по отношению к замкнутой еврейской общине) мира. Соблазн сменить религию усилился, и в 19 веке сотни тысяч евреев сменили свою религиозную принадлежность и заключили смешанные браки.

Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, влияющих на структуру и будущность еврейского народа. К наиболее важным демографическим факторам, влияющим на частоту смешанных браков можно отнести: численность и плотность еврейского населения на определенной территории, а также возрастную и половую структуру еврейского населения.

Уровень смешанных браков в каждой стране обусловлен скорее специфическими факторами, действующими внутри еврейского населения этой страны или оказывающими влияние на взаимоотношения еврейского населения с окружающим его обществом, чем какими-либо другими причинами.

В предыдущих поколениях количество евреев, которые сочетались браком с супругом-неевреем, оставаясь при этом евреями, было очень небольшим. Но евреи всё больше и больше интегрировались в нееврейском обществе. В частности, были отменены государственные законы, ограничивавшие возможности для такой интеграции, поэтому необходимость менять религию с целью брака постепенно отпала. Одновременно, в середине 19 века были заново пересмотрены некоторые положения иудаизма реформистского толка, касающиеся традиционного запрета смешанных браков. Было принято решение признавать подобные браки с неевреями при условии, что дети в этих семьях будут расти и воспитываться как евреи.

Нынешнее поколение находится в такой социальной ситуации, когда смешанных браков становится всё больше. Несложно указать основные причины этого явления. Вера в силу романтических чувств, незнание заповедей иудаизма, игнорирование еврейской традиции и истории; ослабление запретов и налагаемых общиной санкций, - каждая из этих причин вносит свою лепту в процесс существенного увеличения количества смешанных браков.

В современном иудаизме не существует течения, которое бы поощряло заключение смешанных браков, но поскольку существует проблема, все течения иудаизма сегодня делают попытки противостоять этому явлению и решают, как реагировать на создавшуюся ситуацию.

Смешанные браки и ассимиляция, несомненно, являются важным демографическим фактором. Даже оставив без внимания религиозный и общественный аспекты проблемы, в ситуации, когда смешанные браки и ассимиляция всё более распространены, чисто демографический аспект – критерии подсчёта евреев в общине, - сам по себе становится проблемой, требующей решения.

Можно с уверенностью предположить, что в прошлом число евреев абсолютно совпадало (может быть с очень незначительными отклонениями) с количеством членов еврейских общин. Сегодня всё совсем иначе. В настоящее время отмечается такое разнообразие различных объединений, именующих себя еврейскими общинами, что трудно понять, какая часть из их членов – собственно евреи.

Результаты нескольких статистических исследований показали, что евреи скрывали своё происхождение и не особенно спешили с обнародованием своего еврейства посредством связей с общинными институциями и учреждениями. Но значительная часть разницы в количественных результатах статистических обследований обусловлена сложностью ответа на вопрос: «Кого можно считать евреем?». Этот вопрос стоит сегодня почти перед каждой еврейской общиной в мире1.

После Октябрьской революции продолжилось активное сближение евреев с русскими и другими народами края, чему способствовало промышленное и культурное развитие республики. Аккультурные и ассимяляционные процессы значительно усилились, менялось и еврейское самосознание. Межнациональные браки стали повсеместным явлением2.

Первые статистические сведения о смешанных браках среди евреев относятся к 1920 годам. Их доля тогда была относительно низкой.

До Октябрьской революции вообще браки между представителями разных рас и наций были допустимы лишь в переделах одного социального круга или одной религии и представляли собой исключительное явление. В «Своде законов Российской империи» прямо указывалось, что лицам православного и римско-католического исповеданий запрещается вступать в брак с нехристианами 3.

В Казахстане, где значительная часть евреев состояла из заключенных и ссыльных, в 1939 века 60 % евреев называли родным языком русский язык4.

В 50 годы в бывшем СССР межнациональным браком был каждый десятый брак, в 80 –е годы – уже каждый седьмой, а в некоторых республиках – каждый пятый. Подобный рост вызван, прежде всего освобождением молодых людей от моральной зависимости от воли родителей при вступлении в брак: не было необходимости получать родительское благословление. Таким образом, брачующиеся молодые люди из религиозных и светских семьи оказались в равных условиях, что в свою очередь спровоцировало свободу самостоятельного выбора брачного партнера.

Кроме того, весомую роль в расширении национально-смешанной брачности, сыграло ослабление института религии, утрата его регламентирующего влияния в сфере межличностных отношений людей разной этнической принадлежности. Изменилась и позиция государства. Так при царизме, смешанные браки были запрещены, а при советской власти межнациональные браки должны были способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми различных национальностей. Межнациональная семья должна была стать и стала своеобразным символом дружбы народов многонационального союза.

Результатом такой советской идеологии по отношению к представителям национальных меньшинств стало их «обезличивание и уравнивание»: отход от языка и традиций, закрытие синагог и переход религиозной общины на полулегальное положение, преследование верующих, интенсивная ассимиляция, стремление скрыть из-за страха перед репрессиями свое происхождение и как следствие - население теряло свои национальные черты, становясь просто советским гражданином, а в частности для представителей еврейской нации, межнациональный брак был необходимостью для изменения этничности в документах дабы избежать клеймения «пятым пунктом*».

* Пятый пункт или пятая графа – выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определенной этнической общности. ВСССР графа № 5 была типовой для указания национальности в типовых анкетах и была обязательной для документов удостоверяющих личность. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путем выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу (что нетипично для еврейской нации), также определялась национальность детей до 16 лет. Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (еврей, немец, крымский татарин и т.д.), человек выбирал себе национальность второго родителя, более приемлемую (русский украинец, белорус и т.д.). При этом человек мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства в частности при поступлении в ВУЗы, при приеме на работу, для карьерного продвижения, при награждении, при поездах за границу, вплоть до депортаций по национальному признаку. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего неподходящую национальность.

Большинство родителей выбирали единственно правильный выход в ситуации сложившейся во второй половине ХХ века в советском союзе: они делали все, чтобы их дети забыли, кто они есть. Малым народам для того чтобы выжить нужно было приспосабливаться5.

Так, например, в Казахстане советского периода (в 1970 – 1989 годах) межэтнические браки составляли от 20,6%6 до 23, 9 %7. Так, в советские годы наблюдалась тенденция увеличения доли таких браков, иными словами, в последние годы существования советской системы в Казахстане каждый четвертый-пятый брак был межнациональным.

Одним из интереснейших интернациональных союзов в еврейской общины г.Усть-Каменогорска является брак Стучевского Наума Исааковича, еврея, который никогда не скрывал своей национальности, и кореянки Ким Лилии Ги Боевны. Для каждого из супругов это был не первый брак. Наум Исаакович женился на своей помощнице и коллеге по работе Лилии Ким, после смерти своей первой жены Елизаветы Абрамовны. А до брака со Стучевским Лилия Ги Боевна самостоятельно растила трех своих дочерей-близняшек. Наум Исаакович относился к дочерям Лилии, как к своим детям, они тоже любили и уважали его. Дочь Лилии Галя дала своему сыну имя «Лев» и отчество «Наумович». Теперь кореский мальчик с гордостью носит еврейское имя и отчество, хотя по крови он и не является внуком Наума Исааковича8.

Однако в 90 годы, после распада СССР удельный вес межэтнических браков изменился, как изменилось и отношение к ним, что было связано с процессами пробуждения национального и религиозного самосознания9.

Как показали исследования, в советское время имел место выбор доминирующей идентичности: процент детей, выбиравших титульную национальность родителя был выше, чем выбор в пользу родителя с «проблемной» этнической принадлежностью. В настоящее время этот показатель в корне изменился и при получении документа удостоверяющего личность молодые люди желают указать на принадлежность к некогда «неблагонадежным», а сейчас «элитным» народам.

Еврейская община современного Казахстана за последний век претерпела радикальные изменения во всех областях: демографической, социально-экономической, профессиональной, культурной и т.д.

По данным Агенства Республики Казахстан по статистике, за период с 1999 по 2005 годы удельный вес межэтнических браков снизился с 21,4% до 18,8%10.

В условиях XXI века огромное количество смешанных браков в такой стране, как Казахстан, который населяют самые разные этнические группы и который находится на стыке разных цивилизаций и культурно-расовых ареалов должно, видимо, рассматриваться как нормальное явление.

Несмотря на появление всё более изощрённых методик опросов, работа демографов становится всё сложнее из-за серьёзных трудностей, возникающих при попытке дать «правильные» определения, применимые для решения комплексных проблем.

Основными методами исследования автором были выбраны: метод изучения генеалогического дерева семьи, анкета. А также – метод устной истории (собраны жизненные истории людей состоящих в межэтническом еврейском браке, родившихся в таких браках), которые позволили по-новому, разносторонне взглянуть на исследуемый вопрос: выявить отношение к межэтническим бракам и детям, рожденным в таких браках со стороны доминирующего и коренного населения. Для более объективного отражения проблемы исследование проводилось в несколько этапов, в разнообразных по возрасту и социальному статусу группах населения. Исследуемые группы – студенты республиканских ВУЗов, представители молодежных организаций и непосредственно представители еврейской диаспоры г.Усть-Каменогорска. Возрастной состав респондентов – от 17 до 65 лет и старше. Согласно «теории развития личности Эрика Эриксона»: все респонденты были поделены на 5 возрастных групп: 17-19, 20-25, 26-40, 41-64, 65 лет и старше. Опросы проводились анонимно, с учетом уровня образования респондентов. Репрезентативная выборка, отражающая социально-экономический, демографический и национальный состав населения, составила 380 респондентов.

Распределение респондентов по уровню образования

(% к числу опрошенных)

Уровень образования респондентов

Возраст респондентов, лет

17-19

20-25

26-40

41-64

65 и старше

Начальное

23,4

-

-

6,2

12,1

Среднее

76,7

42,5

11,2

18,4

44,3

Неполное высшее (бакалавриат)

-

30,7

46,6

11,2

22,9

Высшее (магистратура)

-

26,8

42,2

64,2

20,7

Как показали данные исследования именно респонденты первой и последней возрастных категорий в своем большинстве высказываются против межнациональных браков.

Распределение ответов на вопрос: «Отношение к межнациональным бракам?»:

-положительное: 61%

-отрицательное: 33%

-затрудняюсь ответить: 6%

Многонациональный состав населения области с различными культурными традициями предполагает различный подход граждан разных национальностей к вопросам семьи и брака. Этническая принадлежность респондентов вносит определенные коррективы в рейтинг вариантов ответов, которые они выбирали. Ответы, выявляющие установки респондентов, относительно межнационального брака высказывают два совершенно противоположных мнения, как то:

- против: не зря все люди разные на свете; скоро все будут одной национальности; здоровые дети рождаются только у «чистых наций»; живя в межнациональном браке невозможно сохранить свою веру; против на биологическом уровне; смешанные, интернациональные браки не могут долго длиться, так как культура и воспитание у каждого свои и одному из пары нужно полностью перестаивать себя, чтобы угодить другому; к таким семьям неоднозначное отношение в обществе; специфика «смешанного» происхождения влияет на сложность этнического самоопределения, на процесс становления личности в целом;

- за: при смешении крови дети рождаются здоровее, с более сильным иммунитетом, более развитые физически и умственно; лишь бы веру не теряли; если нации близки по укладу жизни, взгляду на семейные ценности и быт; от смешанных браков дети красивые; национальность понятие условное: «если в человеке намешана кровь татарина, перса, кипчака и русского, он вполне может считать себя казахом, киргизом или евреем»; главное, чтобы родители оставляли детям право выбора религии; борьба за «чистоту крови» постепенно ведет к вырождению, генетическим уродствам, потому что с каждым поколением все больше вероятность родственных браков. Смешанные браки – это прилив свежей крови; за, но только для мужчин; любой союз будет крепким, если супруги подходят друг другу по характеру и социальному статусу.

Важным моментом является выбор детьми из смешанных браков партнеров из соответствующих браков. Причем этот выбор не всегда совпадает с этнической принадлежностью родителей. Однако данный фактор очень важен, поскольку родители с обеих сторон в этом случае более лояльны к выбору детей, и чаще одобряют его11.

Интересен был ответ одного из респондентов: «Для меня любой брак будет межнациональным, так как я сам - дитя такого союза. Мой отец – узбек, мама – украинка. Кстати, женат на девушке, у которой мама немка, отец – русский.»

Кроме того, в процессе исследования выяснилась еще одна особенность межнациональных отношений регионального характера: так как основное население это представители казахского и русского этноса. А именно соотношение основных национальностей оказывает влияние на характеристику и динамику числа регестрируемых межэтнических браков. Так, например, при восприятии вопроса о межнациональном браке практически все респонденты в первую очередь воспринимают межнациональный брак как брак между вышеуказанными этническими представителями, совершенно забывая о малых народностях.

Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что наиболее отрицательное отношение у местного населения вызывают браки с представителями кавказских наций, а наиболее желаемые – с немцами и евреями. (Подлинность и искренность намерений и желаний вступления в такие браки, как предполагают исследователи, связана с возможностью эмиграции и требует дополнительного исследования).

В целом следует отметить, что основное население восточно-казахстанской области благоприятно относится к межнациональным бракам, в том числе и к бракам с представителями еврейского этноса, но при этом, само еврейское население современного Усть-Каменогорска, хоть не является противником межнационального брака, но, тем не менее, стремиться заключать брачный союз с представителями своего этноса.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:

- межнациональные браки стали распространенным явлением в нашей стране лишь с 20 годов 20 века;

- в настоящее время идет интенсивный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур;

- жизнь в многонациональном регионе невозможно без взаимопроникновения культур, в том числе и без межнациональных браков;

- «чистые» межнациональные браки в современном обществе – редкое явление;

- межнациональный брак – способ восстановить утерянную предыдущими поколениями этническую принадлежность.

- население толерантно как в отношении представителей других национальностей, так и по отношению к межнациональным бракам, и детям, родившимся в результате таковых.

Одной из особенностью современного общества является то, что межнациональные семьи создаются в настоящее время людьми, имеющими родителей разных национальностей и сам уровень смешанных браков по-прежнему высок, причем в них вступают не только еврейские юноши, но и девушки, дети которых, по религиозному закону, остаются евреями.

В целом, динамика межэтнических браков в современном Казахстане отражает увеличение удельного веса таких браков, это - в первую очередь – связано с изменением этнической структуры населения.

В настоящее время в Казахстане прослеживаются две четких тенденции: с одной стороны – это идея сохранения «чистоты» генофонда, что приводит к сокращению числа смешанных браков, а с другой – в условиях современного общества, современное поколение при заключении брака не придает особого значения национальности12. Тем не менее, межнациональная семья явление распространенное и число таких семей неуклонно увеличивается, особенно в крупных городах.

В сборнике «История Память Люди: Материалы VII Международной научно-практической конференции, 19 сентября 2014 г., г. Алматы. – Алматы, 2015. – 532 с., стр. 323-331


Список литературы

1. Стив Исраэль «Еврейская демография» /Электронный ресурс

2 Шкурко Э.А. «Евреи в Башкортостане: полтора века истории. Формирование еврейской этнической общности». Материалы VI научно-практической конференции «История. Память. Люди.», Алматы, 2013 г., с.328.

3. Население России в ХХ веке в 3-х томахТ.1. 1900 – 1939 гг. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000, с.37 - 38.

4. Максудов С. «Миграции в СССР в 1926-1939 годах», М., 1999.

5. А.А. Юдина «Нас называли ватты…» 1998.

6. Абдрахманов Д.М., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н. Социальные технологии укрепления межнационального согласия», Уфа, 2011, 244.

7. Сусоколов А.А. Межнгациональные браки в СССР. – М., 1987. – 142 с.

8. Крутова Н.В. «Евреи на земле Восточного Казахстана». Часть 2., Усть-Каменогорск, 2012 г., с.211.

9. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния. /Социолдогия национальных отношений/ «Социс», 1995, 448 с.

10. Этнодемографический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. /Под ред. Шокаманова Ю.К. /Алматы, 2006. – 440 с.

11. Уалиева С.К. «Межэтические браки в Казахстане и дети» /Сборник научных трудов «Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях», У-Ка, 2005

12. Шериязданова А.Е., Ражепаева Ф.З. «Межнациональные семьи в Казахстане на современном этапе» Материалы XVII студенческой научной конференции, У-Ка, ВКГУ им.С.Аманжолова, 2008, с.339 - 342.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы