• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Осерчева О.Н. О роли православных приходов в становлении начального народного образования в старорусских селениях Змеиногорского уезда Томской губернии на примере Красноярского прихода на Иртыше (1827-1917)

Осерчева О.Н. О роли православных приходов в становлении начального народного образования в старорусских селениях Змеиногорского уезда Томской губернии на примере Красноярского прихода на Иртыше (1827-1917)

УДК 902/904

Статья посвящена роли православных приходов Змеиногорского уезда Томской губернии (совр. Восточно-Казахстанская область) в становлении начального народного образования в старорусских селениях края, начало которому было положено приходской деятельностью священников задолго до основания государственных училищ.

Ключевые слова: народное образование, церковно-приходская школа, Свято-Николаевский храм на Иртыше, Красноярский приход, Змеиногорский уезд, Томская губерния, село Предгорное, Восточный Казахстан

 

ABOUT ROLE OF ORTHODOX ARRIVALS

IN BECOMING OF PRIMARY FOLK EDUCATION

IN СТАРОРУССКИХ SETTLEMENTS OF ЗМЕИНОГОРСКОГО OF DISTRICT OF TOMSK PROVINCE ON EXAMPLE

KRASNOYARSK ARRIVAL ON IRTISH

(1827-1917)

 

© Osercheva O.N.

 

The article is sanctified to the role of Orthodox arrivals of Змеиногорского of district of the Tomsk province (совр. Восточно-казахстанская area) in becoming of primary folk education in the старорусских settlements of edge, beginning that it was fixed by parish activity of priests long before founding of state schools.

Keywords: folk education, церковно-приходская school, Saint-Mykolaiv temple on Irtish, Krasnoyarsk arrival, Змеиногорский district, Tomsk province, village Предгорное, East Kazakhstan

 

Основание Красноярского прихода на Иртыше совпало с началом периода правлений Императора Всероссийского Николая I (1825-1855) и архиепископа Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцев Андрей Ефимович, 1825-1831), когда образование и просвещение народа находились еще в зачаточном состоянии. Министерство народного просвещения, учрежденное в 1802 г., по большому счету не занималось вопросами народной школы до конца 60-х годов XIX века [Ососков, 1982, с. 10]. Император Николай I, не стремился к радикальным изменениям в обществе, его политика была направлена на поддержание того, что было создано ранее. Согласно Указу Императора Александра I от 26 января 1804 г. обучение сельчан поручалось духовенству, в связи с чем сельские священники, опираясь на Устав от 8 декабря 1828 года, активизировали народное образование более успешно, чем министерские чиновники, повсеместно создавая школы при церквах. Учебно-воспитательная сторона приходских училищ была поставлена достаточно хорошо, что вызывало расположение народа и быстрое их распространение [Очерк развития…, л. 22].

Духовенство края в первой половине XIX века имело свои церковные школы, но их было очень мало, и результаты обучения в них были не достаточными по причине отсутствия грамотных учителей [Россия…, 1903, с. 171]. Особенно плохо обстояло дело с сельскими школами. До 1889 г. в области было зарегистрировано только семь городских приходских мужских и женских училищ: в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Каркаралинске и Зайсане [Очерк развития…, л. 21].

Устная история о народном образовании данных населенных пунктов, достаточно запутана и не дает полноценного представления о его истинном развитии в дореволюционный период. Она может быть существенно дополнена и скорректирована надежными историческими источниками и архивными материалами.

Основоположник церковного краеведения по Омской епархии, священник Успенского кафедрального собора г. Омска, протоиерей Климент Филимонович Скальский, начав свои исследования во второй половине XIX века, завершил их к 1900 г. фундаментальным трудом «Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии». По Красноярскому приходу на Иртыше, входившему в Омскую епархию, он зафиксировал несколько действовавших школ без указания их местонахождения в конкретных населенных пунктах: две Министерства внутренних дел, одна казачьего ведомства, одна подготовительная. В четырех школах обучалось 150 мальчиков и 22 девочки. Детей школьного возраста, которые не посещали школу, в приходе насчитывалось гораздо больше: 259 мальчиков и 408 девочек, при этом население прихода сугубо православное состояло из 4329 душ обоего пола [Скальский, 1900, с. 201]. Спустя 14 лет после выхода в свет труда Скальского К.Ф. исследование приходов по Омской епархии было засвидетельствовано не менее фундоментальным трудом другого священника села Новоселья Тюкалинского уезда Иоанна Голошубина. Все устаревшие за это время цифровые сведения он обновил из самых последних источников, в связи с чем отметил, что в Красном Яре (в советский период село Предгорное) появилась церковно-приходская школа с собственным зданием и министерская двухклассная, в Березовке – земская и казачья школы. При этом к 1915 г. старожильческое православное население прихода выросло на 350 душ и составило 4679 человек. Между поселениями прихода количество жителей было распределено следующим образом: в казачьем поселке Красноярском проживало 285 человек, в Красном Яре – 2957, в деревне Березовке – 1304 и в Верх-Березовском – 133 [Голошубин, 1914, с. 477].

Задача статьи – показать на примере Красноярского прихода на Иртыше тенденции развития начального образования в старорусских селениях края, восстановить хронологию основания школ разных ведомств для существовавших тогда сословий и устранить путаницу в вопросах основания учебных заведений и строительства школьных зданий.

Хронологические рамки исследуемой темы определяются образованием самостоятельного Красноярского прихода, выделившегося в 1827 году из Убинского прихода Семипалатинского духовного правления и Тобольской Духовной Консистории [Герасимов, 1915, с. 171] после строительства к 1826 г. Свято-Николаевской церкви в селе Красноярском на Иртыше [Голошубин, 1914, с. 477]. Это событие значительно облегчило жизнь местным поселянам в плане духовного просвещения. Вновь образованный приход вобрал в себя смежные поселения с одноименными названиями поселка Красноярского Устькаменогорской станицы (а еще ранее форпоста, заложенного в 1747-1752 гг.) и основанной при нем деревни в 1761 г. К приходу отошли также соседняя деревня Березовка, расположенная в 8 верстах и Верх-Березовский рудник – в 5 верстах [Скальский, 1900, с. 201]. В качестве верхней границы рассматривается 1917 год, ознаменовавший переломный период в истории Русской Православной Церкви, приведший в итоге к закрытию Свято-Николаевского храма и ликвидации Красноярского прихода.

При Императоре Николае I образование принимает сословный характер. По этой системе церковно-приходские школы, где изучались простейшие предметы: арифметика, чтение, письмо и Закон Божий, становятся уделом беднейших слоев населения. Министр народного просвещения Уваров С.С. видел свою задачу в том, чтобы народное образование развивалось «в духе православия, самодержавия и народности», что предполагало глубокую религиозность народа и его преданность престолу. В свою очередь архиепископ Тобольский и Сибирский Евгений активно способствовал миссионерской деятельности и духовному просвещению населения в епархии [Иеромонах, 2014, с. 41, 229].

С 1852 года все православные приходы края перешли в подчинение Томской и Енисейской епархии, которая была образована в 1834 году при Тобольском архиепископе Афанасии в границах Томской губернии, выделившейся в 1804 году из состава Тобольской губернии [Герасимов, 1915, с. 117]. До 1894 г. приход находился в каноническом подчинении Томской духовной консистории. С 1895 г. высшим органом духовного управления Омской епархии оставалась Омская духовная консистория [Метрические…, 1893-1894; 1896-1897]. Вновь образованная епархия занимала главную часть войсковых земель Сибирской казачьей линии между Омском и Усть-Каменогорском, называвшихся Иртышской линией [Голошубин, 1914, с. 7-8].

Всеобщий интерес к просвещению усилился в годы царствования Императора Александра II (1855-1881). Об этом можно судить по росту образовательных учреждений, произошедшему в 1860-е годы на землях сибирского казачества, когда стали появляться десятки новых школ. На территории края в этот период широкое распространение получили частные школы, которые создавались политическими ссыльными и представителями властных структур. Наряду с государственными школами открывались земские, церковно-приходские, воскресные и частные, средние и специальные школы, учреждались первые библиотеки [Россия, 1903, с. 171].

До 1897 г. сельские начальные училища Томской губернии относились к разным ведомствам, что не очень благоприятно сказывалось на процессе обучения. Закон, предусматривавший объединение всех сложившихся к этому времени типов народных школ разных ведомств под эгидой Министерства народного просвещения, и их правительственное финансирование хотя и был принят 26 мая 1869 года, но в глубокую провинцию Российской Империи проникал очень медленно. В 1890-х гг. в крае возникла оживленная переписка между духовным ведомством и Министерством народного просвещения о передаче начальных училищ в то или другое ведомство. В 1898 г. в Присутствии Томского Губернского Правления по крестьянским делам было пересмотрено состояние начальных училищ и принято окончательное решение о их передаче Министерству народного просвещения [Очерк развития…, л. 26-29]. В итоге на начало XX века большинство уездных училищ в крае все еще находились в ведении разных ведомств: Министерства внутренних дел (в старорусских селах Змеиногорского уезда: Шемонахинском, Глубоковском, Зыряновском, Большенарымском, Новошульбинском, Бородулихинском); Министерства  народного просвещения (в переселенческих селах за Иртышом); Министерства земледелия (сельскохозяйственные школы для детей-сирот и беднейших семей); Кабинета двора Его Императорского Величества (в рудничных селах); Казачьего Сибирского войска 3-го военного отдела (в казачьих поселках по Иртышу и за Иртышом (в таких как Азово, Таврическое, Донское); Епархиального ведомства (церковно-приходские начальные школы и, так называемые, школы грамоты в старорусских малонаселенных селах до 40-50 дворов). В селах с большим количеством дворов имелось, как правило, по 3-4 школы разных ведомств [Воспоминания…,  л. 1, 2]. И только к 1906 г. в крае окончательно разрешился вопрос о передаче начальных школ одному ведомству – Министерству народного просвещения [Очерк развития…, л. 26].

Одна из первых, так называемых, начальных школ епархиального ведомства, имевшая своей целью обучение и воспитание детей в духе православия, открылась на приходе при Красноярском Свято-Николаевском храме в годы служения протоиерея Александра Павловича Сосунова (1856-1876). Этому благоприятствовало назначение 22-летнего выпускника Тобольской Духовной Семинарии Сосунова А.П., рукоположенного в 1856 г. в священники к Свято-Николаевской церкви. Молодой и деятельный священник интересовался литературой, устраивал народные чтения, вел метеорологические бюллетени, занимался археологией. Из 56 лет священнической деятельности в Красноярском приходе и крепостной Троицкой церкви г. Усть-Каменогорска Сосунов А.П. 17 лет был благочинным, 31 год – законоучителем в разных школах Усть-Каменогорска. Сохранил о себе память доброго, благодушного и неутомимого человека, хорошего проповедника и точного исполнителя долга [Герасимов, 1915, с. 145-146]. Однако, кроме упоминаний церковного краеведа, священника Герасимова Б.Г., об этой школе других сведений не обнаружено.

О том, как в дальнейшем велась просветительская работа в Красноярском приходе на Иртыше можно проследить по именам известных священников, таких как протоиерей Александр Владимирович Дагаев (1861-1920), яркая личность в истории духовного просвещения края в конце XIX-начале XX вв., благочинный Усть-Каменогорского и Змеиногорского уездов, впоследствии священномученик Александр Усть-Каменогорский, прославленный в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года [Святые новомученики…, 2008, с. 373]. Как будущий законоучитель он в самом начале своей архипастырской деятельности, прививал любовь к Богу и строгую нравственность, в том числе и прихожанам Красноярского прихода, неоднократно совершая в Свято-Николаевском храме таинства крещения, венчания и т.п.

С 11 сентября 1898 года при благословении благочинного уже Змеиногорского уезда протоиерея Дагаева А.В. и в бытность настоятеля Свято-Николаевской церкви Макарова В.Я. в Красноярском приходе было открыто церковно-приходское Попечительство для большего охвата начальной грамотностью беднейших слоев населения. Главным действом Попечительства для решения этой насущной проблемы стало открытие в приходе при Свято-Николаевском храме Красноярской женской одноклассной церковно-приходской школы Семипалатинского уездного отделения Омского Епархиального Училищного Совета и воскресной школы для взрослых обоего пола. Омским епархиальным начальством также было дано разрешение на строительство деревянного здания для школы с квартирой для учителя, которое было построено в первые годы XX столетия недалеко от Свято-Николаевской церкви. В нем, предположительно, проживала супружеская пара – диакон на вакансии псаломщика Боголюбов Леонтий Семенович, 28 лет, состоявший на службе при храме с 16 лет и его супруга, учительница Мария Федотовна Боголюбова [Голошубин, 1914,с. 477, 1090].

Благодаря этому событию значительно увеличился процент обучавшихся в приходе девочек [Памятная книжка…, 1909, с. 394-396]. У жителей села Предгорного сохранились документальные свидетельства об успешном окончании полного курса обучения в Красноярской на Иртыше одноклассной церковно-приходской школы, выданные Семипалатинским уездным отделением Омского Епархиального Училищного Совета на имена дочерей крестьян православного вероисповедания: Перелыгиной Таисии (1910) и Денисовой Пелагии (1915) [Материалы…, 2014].

Казачьи школы, так же как и духовные, были издавна распространены в крае. К 1850-м гг. их насчитывалось гораздо больше духовных, однако о распространении грамотности среди служилого населения говорить не приходится, т.к. образование, в первую очередь, было ориентировано на нужды военного сословия и ограничивалось подготовкой писарей, урядников и других кадров для службы. Учителями у них были такие же малограмотные казаки [Россия, 1903, л. 171].

Сибирское казачье войско водило в состав двух областей Степного генерал-губернаторства – Акмолинскую и Семипалатинскую и частью находилось в составе Томской губернии (Бийская линия). Развитие народного образования в казачьей среде находилось в руках ведомства Военного Министерства.

Первые школы для обучения мальчиков обязал учредить Войсковой атаман Сибирского казачьего войска Броневский С.Б. в 1815 г. во всех военных сооружениях. В 1825 г. приказом генерала от инфантерии Капцевичем П.М. большинство школ было закрыто, чтобы дать возможность детям помогать своим отцам в обработке земли под общественную пашню с целью поднять экономику казачьего населения. В 1828 г. генерал Вельяминов И.А., ввиду значительного уменьшения общественных запашек в войске предложил войсковому начальству увеличить количество школ и зачислить в них всех детей мужского пола от 10 до 17 лет.

Реформа войска 1861 года дала казакам больше возможностей для получения образования, с курсом обучения, приближенным к приходским и уездным училищам Министерства народного просвещения. Однако в организации учебного процесса было много несовершенства. Далее заведывание школами было возложено на губернаторов и уездных начальников, которым с 1870 г. всецело в административном отношении было подчинено казачье население. В этот период начинают открываться училища для девочек. Девочки в казачьих школах составляли всего 3-5% учащихся, т.к. в семьях преобладало мнение, что особой грамотности им не нужно из-за необходимости оказывать помощь матери в домашнем хозяйстве или по уходу за младшими детьми. Большинство школ из-за недостатка денежных средств были все-таки смешанными. Положением от 7 мая 1877 г. определялось учреждать отдельные школы для каждого казачьего поселения, но в то же время предоставлялось право устраивать общие школы с соседствующими поселениями. После ходатайства Депутатского собрания от 7 декабря 1882 г. генералом Колпаковским Г.А. в 1884 г. начальные казачьи училища были изъяты из ведения уездной и областной администрации и вновь переданы войсковой администрации. Школы поступили в распоряжение атаманов трех военных отделов войск. Контроль за успешным ходом преподавания перешел в руки Войсковому Хозяйственному Управлению [Очерк развития…, л. 32-42].

Начальные школы Сибирского казачьего войска 3-го военного отдела находились во всех казачьих селах по Иртышу [Воспоминания…, л. 1, 2]. В административном и хозяйственном отношениях они были подчинены атаману 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска. Войсковое Хозяйственное Управление находилось в городе Усть-Каменогорске [Новиков, 1973, л. 3]. Поселковые училища в большинстве случаев размещались в собственных домах, предназначенных для обучения казачьих детей. В редких случаях они могли занимать наемные или общественные дома, как например, это было в поселках Барашевском и Северском Убинской и Устькаменогорской станиц, а также в Батинской станице. В поселке Урыльском Алтайской станицы казачье училище размещалось в здании церковной школы. По данным канцелярии Западно-Сибирского учебного округа за 1909 год Красноярское поселковое училище размещалось в собственном доме [Памятная…, 1909,с. 394-396], однако устная история не дает ответа на этот вопрос. Жители села упоминали несколько адресов наемных зданий, но все они находились за пределами Кызылжара (народное название казачьего поселка) на территории крестьянского поселения.

Надо сказать, что сведения о казачьих школах Красноярского прихода, обнаруженные автором, очень скудны. Известно, что казачье училище в поселке Красноярском на Иртыше открылось в числе первых в крае, в 1870 г., одновременно с Барашевским, Уваровским, Убинским и Бухтарминским. На 1900 год в нем обучалось 14 мальчиков и 3 девочки. К 1909 г. число обучавшихся возросло на 11 человек (17 мальчиков и 11 девочек), хотя в сравнении с другими поселковыми училищами Устькаменогорского уезда это в 2-3 раза меньше [Памятная…, 1900, с. 235; 1909, 394-396].

До второй половины XIX века охват крестьянского населения в крае системой образования был довольно низкий. Среди жителей «царила полная неграмотность, темнота и невежество». Появлению государственных школ в крае способствовало открытие в 1877 г. в г. Омске Западно-Сибирского отдела ИРГО и в начале 1880-х гг. – общества «попечения о начальном образовании» [Россия, 1903, с. 172]. Для сельской местности, главным образом, учреждались одноклассные и двухклассные училища. По причине более полного и законченного образования двухклассные училища приобрели большую популярность среди крестьянского населения и местных земских самоуправлений [Ососков, 1982, с. 18].

До появления учебного заведения в селе Красноярском на реке Иртыше в крае уже функционировали министерские начальные школы в Шемонаихе (1865), Бобровке (1872), Глубоком (1874) и других населенных пунктах. И только в 1882 году, спустя более 120-ти лет после основания села Министерством внутренних дел было открыто Красноярское начальное одноклассное училище [Памятная…, 1897, с. 199, 202;1909, с. 243]. Одним из первых зданий, в котором оно размещалось, был частный дом по улице Речной, 16 [Памятная…, 1916]. С появлением начального одноклассного училища стали происходить определенные перемены в культурной жизни села, хотя отношение к обучению со стороны жителей оставляло желать лучшего, процесс обучения крестьянских детей шелдовольно медленно. Детей отдавали в школу неохотно, особенно девочек. На такое огромное село обучалось всего 20-25 детей. Срок обучения составлял две зимы. Учебный год начинался в ноябре и заканчивался, когда начинали пахать. Большинство детей бросали учебу раньше срока, т.к. в хозяйстве нужны были рабочие руки [Галошин, 1940-1969, с. 10]. Один учитель занимался одновременно со всеми учениками. Закону Божьему и чтению по старославянской азбуке обучал священник, за что получал плату в размере 150 рублей [Голошубин, 1914, 477].

По решению Устькаменогорского Уездного отдела народного образования 17 ноября 1903 г. училище была преобразовано в двухклассное. Строительство нового школьного здания, по всей видимости, было связано с этим событием. По свидетельству жителей села, опирающихся на воспоминания школьного учителя истории 1940-х гг. Галошина И.А., здание построено в 1904-1905 гг. [2, с. 10].

К январю 1906 года в селе Красноярском и деревне Березовской имелось по одному министерскому училищу. К январю 1916 года учащихся Красноярского сельского двухклассного училища было 117 мальчиков и 32 девочки [Памятная…, 1916].

Приказом Устькаменогорского революционного комитета от 30 декабря 1919 г. все дела по школьному и внешкольному образованию города Усть-Каменогорска и уезда были переданы в Отдел Народного образования. С 31 декабря 1919 г. соответствующие отделы при городском, Земском и Казачьем Управлении были упразднены [8, лл. 1, 1 об.], церковные законоучители освобождены от преподавательской деятельности. Здание церковно-приходской школы вместе с домом священника было передано под нужды новой советской школы, ныне оба здания не существуют.

Итак, мы видим, главенствующая роль в развитии начального образования беднейших слоев православного населения на протяжении XIX века вплоть до 1917 года принадлежала духовенству, которое просвещало прихожан в свете своих религиозных догматов и обучало азам грамотности.

Начало системному обучению в приходе было положено в период правления Всероссийского Императора Александра II, в годы служения на приходе миссионера Русской Православной Церкви, образованного настоятеля, священника Сосунова А.П. С этого момента лучшими клириками прихода велась большая планомерная и целенаправленная просветительская работа по воспитанию и образованию населения. Однако скудость финансирования не позволяла епархиальному ведомству долгое время открывать школы в уезде. И только в 1898 г. в целях решения проблемы охвата начальной грамотностью увеличивающегося населения побудили Омское епархиальное начальство к открытию одноклассной церковно-приходской школы в Красноярском приходе на Иртыше и строительству для нее собственного здания.

На протяжении дореволюционного периода существования Красноярского прихода на Иртыше обучение детей было обусловлено сословным подходом в развитии народного образования, заложенным в период правления Императора Николая II. Просветительская работа, которая велась духовенством с населением прихода, обслуживала нужды всех сословий, объединяя детей православного вероисповедания. Священники занимались учительской деятельностью не только в церковно-приходских школах, но и в казачьих, и в министерских. Они являлись невидимой связующей нитью между всеми учебными заведениями, воспитывая нравственные начала в душах своих воспитанников.

Проанализировав достоверные источники священников-краеведов Скальского К.Ф. и Голошубина И., а также материалы канцелярии Западно-Сибирского учебного округа и воспоминания старейшего учителя г. Усть-Каменогорска Новикова Г.Г., с уверенностью можно сказать, что в Красноярском приходе на Иртыше существовало три основных типа начальных учебных заведений: церковно-приходское, казачье поселковое и министерские училища.

Все официальные начальные учебные заведения прихода были открыты разными ведомствами в период с 1870 по 1898 гг. К 1906 году все они были переданы в ведение Министерства народного просвещения.

Строительство школьных зданий для учебных заведений всех ведомств происходило в первые годы XX века, когда начальные училища передавались в ведомство Министерства народного просвещения. Данные по начальным учебным заведениям и школьным зданиям Красноярского прихода на Иртыше Змеиногорского уезда Томской губернии представлены в Таблице.

На примере Красноярского прихода на Иртыше можно проследить общие закономерности в развитии начального народного образования на селе, которые происходили повсеместно на территории края.

 

Список литературы

1. Воспоминания Г.Г.Новикова. Дореволюционные сельские школы в границах бывших уездов: Усть-Каменогорского, Семипалатинского и Змеиногорского Алтайского края. 1907-1917 гг. включительно.1973 г. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 5. На 24 Л.;

2. Галошин И.А. Некоторые данные из истории села Предгорного (Красный Яр). Машинопись. 1940-1969 // Архив ВК музея-заповедника. – 12 с.

3. Герасимов Б.Г. Старинные церкви Семипалатинской области. 1915 г. С. 116-181 // Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. Составитель Жандабекова О.В., ГАВКО - г. Усть-Каменогорск: ШыгысБаспа, 2000 – 335 с. ВКЭМЗ: КП-26-23334;

4. Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII-XX вв. – Усть-Каменогорск, 2014 г. – 240 с. ВКЭМЗ: КП-74-36113;

5. Материалы музея Предгорненской средней школы.– с. Предгорное, 1980-е. – 2014;

6. Метрические книги Томской епархии Бийского округа села Красноярского Николаевской церкви на 1879-1881 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 2. На 185 л.

7. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1884-1887 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 4. Л. 358;

8. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1893-1894 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 5. Л. 189;

9. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красноярского на 1896-1897 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 6. Л. 323;

10. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красного Яра Змеиногорского уезда на 1913-1915 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 8.Л. 315;

11. Новиков Герман Георгиевич (1889-19…?) – старейший житель и учитель Усть-Каменогорска. Автобиография. Тетрадь № 8. ГАВКО. Ф. 49. Оп. 1. Д 1. Л. 48;

12. Омские епархиальные ведомости. № 1-24. 1899 г. Редактор К.Скальский. Омск, тип. А.К.Демидова. ВКЭМЗ: КП-6-15837;

13. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., Просвещение, 1982 г. – 208 с.

14. Очерк развития народного образования в Западно-Сибирском учебном округе за десятилетие с 1897 по 1906 гг. ЦГИА СССР. Ф. 733, Оп. 227, Д. 109,  Л. 20 ОБ.-25 // Новиков Герман Георгиевич (1889-19…?) – старейший житель и учитель Усть-Каменогорска. ГАВКО. Ф. 49, Оп. 1, Д. 16, на 71 лл.

15. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Издание 5-е Канцелярии Попечителя. Томск, Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1897 г. – 223 с.

16. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за ученье, числа учащихся и личного состава служащих.— Изд. 6-е, канцелярии Попечителя. — Томск: Паровая типо-литография П.И. Макушина, 1900. — [4], 236, IX с., [1] л. ил., карта. http://elib.tomsk.ru/purl/1-676/;

17. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за ученье, числа учащихся и личного состава служащих. Издание 7-е Канцелярии Попечителя. Томск, Т-во «Печатня С.П.Яковлева» 1909 г. – [2], 397, X с.,[2] л.ил., карт.: ил.. табл. // Электронная библиотека «ELIB.TOMCK.RU». Областная библиотека имени А.С.Пушкина. http://elib.tomsk.ru/purl/1-649/ (дата обращения: 01.11.2015);

18. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. Издание 8-е Канцелярии Попечителя. Томск. Товарищество «Печатня С.П.Яковлева», 1916 г. (Из материалов школьного музея)

19. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том XVIII. Киргизский край / Под редакцией В.П.Семенова и под общ.руковод. П.П.Семенова и В.И.Ламанского. Спб, издание А.Ф.Девриена, 1903 г. Репринтное издание. – Уральск, 2006. – 496 с. (+ карта).

20. Святые Новомученики и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Астанайская и Алматинская епархия. ООО Изд-во «Лето», М., 2008. – 563 с. ВКЭМЗ: КП-74-36190;

21. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, тип. А.К. Демидова, 1900 г.– 422 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=236&option=com(дата обращения: 26.02.2014);

22. Справочная книга Омской епархии. Составитель свящ. Голошубин И. Омск: тип. Иртыш, 1914 г.– 1250 с.http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=235&option=com_wrapper&view (дата обращения: 26.02.2014).

 

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Осерчева Ольга Николаевна, старший научный сотрудник отдела редких книг и иконописи,

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и

природно-ландшафтный музей-заповедник, Усть-Каменогорск, Казахстан

ossercheva_olga@mail.ru

 

DATA ABOUT AUTHOR

Оsercheva Olga Nikolaevna, senior staff scientist of department of rare books and icon-painting,

Восточно-казахстанский regional architectonically-ethnographic and naturally-landscape museum-reserve, Усть-каменогорск, Kazakhstan

ossercheva olga@mail.ru

 

Статья опубликована в научном сборнике

Макарьевские чтения. Материалы XIII международной конференции

(17-19 сентября 2018 года)». Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018 г. С. 160-168.



Таблица 1. Начальные учебные заведения (1870-1898) и школьные здания (первые годы XX в.)

Красноярского прихода на Иртыше Змеиногорского уезда Томской губернии

(совр.  Восточно-Казахстанская область Глубоковский район села Предгорное, Березовка, поселок Верх-Березовский)

 

Название населенного пункта

 

Наименование учебного заведения

Дата основания учебного заведения

Ведомственная принадлежность

на момент открытия школ

Дата и степень преобразования

Дата строительства школьного здания

Учителя,

преподававшие в школах

1.

Поселок Красноярский

Поселковое Красноярское училище

1870

3-го военного отдела Сибирского казачьего войска Войскового Хозяйственного Управления г. Усть-Каменогорска

 

Специальной постройки не обнаружено

- Хнюнин Петр Павлович (ноябрь 1879- май 1880)

- Герасимов Георгий Георгиевич (Егор Егорович)  (1893)

 

2.

Село Красноярское

Сельское Красноярское одноклассное училище

1882

 

 

 

Министерство внутренних дел

17 ноября 1903 –

в 2-х классное

 1903-1905

- Смирнова Мария Михайлова (1882-1883)

- Червикова Мария Федотовна (1893)

- .Данилов Василий Алексеевич (1906-1907)

- Одинцов Дмитрий Дмитриевич

 (1906-1907)

- Смоляков Василий Тимофеевич (1907)

- Фоменко Александр Григорьевич (1914)

 

 

Красноярская женская церковно-приходская школа при Свято-Николаевском храме

1898

Семипалатинского уездного отделения Омского Епархиального Училищного Совета

 

Начало XX века

- Боголюбова

Мария Федотовна

- Священник Кусов Иоанн Никифорович (1911)

- Псаломщик Петров Петр Фотинович (1912)

- Дочь священника Марсова Лидия Николаевна (1913-1914)

 

 

 

Воскресная школа для взрослых

1898

 

 

 

 

3.

Село Березовка

Сельское Березовское начальное училище

1889

Министерство внутренних дел

 

Специальной постройки не обнаружено

 

 


 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы