• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Кумарова Б.М. Благотворительная деятельность татарских купцов Восточного Казахстана в конце XIX нач. ХХ вв.

Кумарова Б.М. Благотворительная деятельность татарских купцов Восточного Казахстана в конце XIX нач. ХХ вв.

В статье «Благотворительная деятельность татарских купцов Восточного Казахстана в конце XIX нач. ХХ вв.» рассказывается о татарских купцах Восточного Казахстана, которые внесли значительный вклад в развитие торговли и промышленности нашей области. На основе источников и из устных информаций местных татар даются примеры, об их благотворительной деятельности татарских купцов, а также о помощи сиротам и бедным.

Ключевые слова: татарские купцы, купцы Семипалатинска, торговля, ярмарка, промышленные производства, мусульманское благотворительное общество, татарская община, зайсанские купцы, торговые дома, помощь бедным, мечети, медресе

 

Торгово-промышленная деятельность купечества находилась в поле постоянного внимания государства, а забота о развитии отечественных промыслов и торгов относилась к числу важнейших функций государственной власти.

Первое крупное передвижение татар из Среднего Поволжья на Восток произошло после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Наиболее массовый отток приходятся на период между 1719 и 1745 гг. Основной причиной передвижения является резкое усиление в крае экономического и национального (особенно в форме религиозных притеснений) гнета со стороны царского правительства»[1. с. 26]. Часть татар была переселена правительственным путем в ходе строительства в крае крепостей и форпостов. Они привлекались царским правительством для перевозки грузов между сибирскими городами вдоль Иртыша. Часть татар были «служилыми», позже вошедших в разряд «оседлых инородцев».

В 1776 г. генерал-губернатором Западной Сибири «для заложения крепости по новому проекту» был откомандирован капитан И.Г.Андреев. В апреле того же года он прибыл в Семипалатинскую крепость. Вместе с Андреевым прибыло 40 работников, 25 солдат Семипалатинского батальона, 50 тюменских и тобольских служилых татар и 200 ссыльных колодников. В новую крепость стали переселяться жители старой крепости, военнослужащие, различные тюркоязычные выходцы из Поволжья, Западной Сибири, Средней Азии и Восточного Туркестана («татары», «сибирские бухарцы», «бухарцы», «ташкентцы», «кашгарцы», «шала-казахи» и пр.), традиционно занимавшиеся посреднической торговлей в казахских кочевьях.

В 1891 г. в Восточном Казахстане функционировало 14 ярмарок, общая выручка которых (не считая пошлины за внешнюю торговлю) достигла 17 368 000 руб.

С 60-х гг. до середины 90-х гг. XVIII в. семипалатинские торговые татары стали размещаться на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем. Из-за сильных разливов Иртыша «в 1792 г. начальник Сибирской линии генерал-майор Штрандман разрешил перевести на новое место купеческую, или меновую слободку. Отведенное им место позже стало называться Татарской слободкой. Эта самая населенная часть города, где купцы построили гостиничный двор, мечеть. Деревянные дома с окнами во двор с привлекательной архитектурой того времени образовали узкие улицы.

«В результате быстрого индивидуального строительства, к началу ХХ века, население Слободки составило 4731 чел., в том, числе по сословиям: дворян -5, духовенства- 16, купцов- 32, мещан -355,крестьян-396. казахов свыше – 3500, казачьего сословия-9, солдат-13».

По сведениям Омской казенной палаты в 1911 года в Семипалатинске было — 966 торговых предприятий.

Семипалатинский купец Б.Рафиков, который занимался мыловаренным производством в городе, в 1854 году произвел 80 пудов мыла на сумму 200 руб. сер. Мыловаренный завод другого семипалатинского купца Р. Халитова производил 1000 пудов мыла в год.

В 1890 году в Семипалатинске была построена первая механизированная (паровая) мельница – детище С.Мусина – основателя купеческой династии Мусиных. Мусины стояли у истоков Иртышского речного флота. В 1908 году в Верхне-Иртышских пристанях находилось 46 паровых судов и 87 барж более трети из них принадлежали Латифу Мусину – сыну Садыка. Кроме грузовых, по Иртышу ходили и пассажирские пароходы Мусина.

Семипалатинские татарские купцы многое сделали и для благоустройства и развития города. Так, в 1858-1862 годах на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова и Халитова, по заказу областного духовного управления была построена единственная на территории Казахстана двух минаретная мечеть. Авторами проекта были областной архитектор Болботов, инженер-поручики Макашев и Фадеев.

В 1899 году купец В. Хамитов построил на свои средства каменные лавки на Никольской площади и передал их в дар городу.

В восьмидесятых годах XIX века в Семипалатинской области, как и во всей России, создавались попечительские организации и общества. Почетными членами Общества попечительства о народном образовании были Садык Садыкович Рафиков, Мухамед Вали Хамитов и др.

С 1903 года общество попечительства о начальном образовании расширило свою культурно-просветительскую деятельность. Впервые совместно с Уездными комитетами попечения о народной трезвости были организованы народные чтения.

Большим успехом пользовались чтения на татарском языке, которые в 1905 году посетило более 4 тысяч человек. Чтением на татарском языке заведовали члены общества А.Гмалитдинов и Р. Елькибаев.

В мусульманском благотворительном обществе города Семипалатинска главную роль играли также татары. Они оказывали помощь бедным людям, сиротам и пожилым. Это: Исхак Габдулжапаров, Вали Хамитов, А. Мирсалимов, А. Негматуллин, Г. Хусаинов, Ф. Ниязов и др. С их помощью силами талантливых представителей татарской диаспоры Семипалатинска неоднократно проводились благотворительные спектакли в пользу мусульманского приюта, вольно-пожарного общества.

Татарской общиной по инициативе Фазылбекова Султангалия Нигматуллаевича (1849-1912 гг.) в селе Акколтык (Аккультык, Бескарагайский район) было построено деревянная мечеть. По окончании строительства Султангалий совершил в 1908-1909 годах хадж - паломничество в Мекку. В 1912 году умер в возрасте 63 лет.

По данным на 1904 г. в Казахстане действовало всего 12 торговых домов. В дальнейшем их количество увеличилось и к 1914 г., по самым осторожным подсчетам, перевалило за 30.

Татары Усть-Каменогорска, занимавшиеся торговлей в начале XIX в., жили вблизи менового двора на левом берегу Иртыша ниже крепости. Позже на правом берегу в центре города появилась «татарская слобода», которая включала улицу Троицкую от Иртыша до Соборного переулка, часть Мечетского переулка. Здесь в основном проживали богатые татары, занимавшиеся торговлей, число которых согласно переписи населения 1897 года составляло 446 человек.

Богатые татары – купцы и золотопромышленники имели красивые дома и на других улицах города – Андреевской, Никольской, Пожарном и Крепостном переулках. Так, на Пожарной улице стояли постройки купцов Шаханова, Усманова, Рафикова.

По словам Магиры Мухамеджановны Кагармановой, Рафиков Ахтам был в городе купцом первой гильдии. Она была внучкой купца Ахтама Рафикова по-материнской линии, а по отцу внучатой племянницей золотопромышленника Ахматши Валитова.

Двух этажный дом татарского купца Ахтама Рафикова представлял собой сочетание деревянного и каменного зодчества. На втором этаже здания размещался жилой дом Рафикова, а на первом торговая лавка.

Архитектура дома причудлива: насыщена декоративными элементами, карнизами, пилястрами, арочными окнами. Часть здания первого этажа занимает сквозная арка, которая, как и углы, здания выделена плоскими выступами. Над двумя входами широкий карниз завершается арками. Просторный внутренний двор был хорошо обустроен хозяйственными постройками и принадлежностями. Этот дом стал самым красивым домом в Усть-Каменогорске конца XIX века.

Помимо ярмарок торговля велась на местных рынках, открывались и новые населенные пункты. Зайсан, ранее бывший в основном лишь административно-пограничным пунктом, стал торговым центром. Особенно в торговле переработки животноводческого сырья между Китаем и Монголией.

Торговые обороты зайсанских купцов и торговых фирм достигали внушительных сумм. Так, товарищество «Ерзин и К» только в 1911 г. продавало товаров на 155 тыс. руб., а закупило сырья и скота на 140 тыс. руб.

Зайсанские купцы, не прибегая к услугам правительства, использовали для торговли с Монголией судоходство по Иртышу. В ведомости товаров вывезенных из Монголии через Зайсанскую таможню за период с 16 по 31 декабря 1915 г., значатся кожи невыделанные, шкуры волков, лисиц, деревянные изделия галантерейные вещи, войлок, а также пшеница, просо, скот, и т.п. Общая сумма товаров, доставленных через Зайсанский пост с 16 по 31 января 1916 г., составила 21 404 руб., а с 1 по 31 апреля того же года -39 744 руб., за период с 1 по 31 июля объем торговли достиг 832 305 руб.

Состоятельные татары всегда в первую очередь на обоснованных местах строили мечети и медресе. В конце XIX века в Зайсане действовали две мечети и медресе. Одна казахская, и вторая татарская. Здание казахской мечети не сохранилось.

Здание татарской мечети построено в 1908 году. В исторических сведениях о строительстве мечети записано, что она построена по заказу местного купца скотопромышленника Улкен кажы Бекшентаева[12].

О состоятельности зайсанского купца Бекшентаева Тухфатуллы, можно достоверно убедиться и по его домам. Первый дом из красного жжёного кирпича передает сначала внуку, а потом в пользу медресе татарских девушек г. Зайсана. Сам переезжает в более просторный дом, здесь же у него был склад и магазин. В феврале 1918 года в этом доме состоялся митинг населения и солдат местного гарнизона, где было объявлено о переходе власти в руки Совета депутатов трудящихся.

В городе Зайсане в конце XIX начале XX века действовали два медресе для мальчиков и девочек. Первоначально здание медресе как выше было сказано купцом Бекшентаевым.

В Зайсанских медресе основы мусульманской религии и татарский язык преподавал Ахметзакий Ахтямов.

В своей книге воспоминаний «Наперекор ударам судьбы» Якуб Ахтямов, пишет о том, что «…отец - Ахмедзаки Ахтямов был муллой. В школах он преподавал основы мусульманской религии и татарский язык. В совершенстве владел арабским, татарским, неплохо говорил на русском, казахском языках. Дважды он совершил паломничество к святым местам мусульман в Мекку. Обслуживал он в городе Зайсане праздники, свадьбы и похороны».

Родился Ахмедзаки Ахтямов в ноябре 1865 года в деревне Чат-Баш Тетюшского уезда Казанской губернии в семье деревенского муллы Ахтяма Бикчантаева. Учился в знаменитом Апанаевском медресе г. Казани. Сдал экзамены по русскому языку в уездном в трехклассном городском училище г. Казани. 4 января 1890 года вступили в брак с Магсумой (1874 – 1946 гг.) дочерью покойного имама 8-ой Семипалатинской мечети Габдул-Джаббара Губайдуллина[14 с.6].

В 1899 – 1890 гг. работал преподавателем в мухамедском училище «Гатіат» в городе Семипалатинске. В 1891 году руководством Семипалатинской области Ахмедзаки Ахтямов назначается муллой Зайсанской исламской (мухамедской) мечети и с этого же времени работает преподавателем религии в Зайсанском религиозном училище и в трехклассном училище.

В конце 1913 года Государь Император пожаловал Зайсанскому указному мулле Ахметзакию Ахтямову – звание личного почетного гражданина.

По уточненным данным более 30-ти старинных построек Зайсана построены под руководством народного архитектора самоучки Баязита Сатпаева (1860-1954гг.). Уроженец села Аягуз Семипалатинской области из семьи мастера резчика по дереву, Баязит уже в возрасте 15-16 лет принимал участие в строительных работах города Семипалатинска. Азы архитектурного искусства в проектировании и черчении получил от турецкого архитектора Абдуллы Эфенди, под руководством которого, принимал участие в строительстве одно - и двух минаретных мечетей города Семипалатинска. Самым крупным архитектурным сооружением Баязита Сатпаева в городе Зайсане является татарская мечеть.

Как писал о татарах в XIX веке известный профессор, этнограф  Казанского университета Карл Фукс «…они рождены (татары) для торговли, между собой дружелюбны и довольно просвещены.

Они стараются Восточное просвещение распространять не только по городам, но и в самых бедных деревушках, и в этом очень успевают. Почти каждый мулла имеет у себя домашнюю школу; за малую цену учит мальчиков и девочек арабскому языку».

Из выше сказанного можно сделать заключение, что татарские купцы Восточного Казахстана в конце XIX начале XX века не только значительный вклад внесли в развитие торговли и экономики в области, но и внесли вклад в образовательной системе, строили мечети и медресе обучали детей арабской грамоте, занмались общественной работой, поддерживали сирот и помогали бедным слоям населения края.

Статья опубликовано в научном журнале «Региональный вестник Востока». № 3 2019г. С.66-75.


Кумарова Б.М.

Сотрудник отдела фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно–этнографического

 и природно-ландшафтного музея-заповедника


 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы