• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научно-популярные Свахина Т.Е. Еврейское местечко, в котором я не жил

Свахина Т.Е. Еврейское местечко, в котором я не жил

«Много есть прекрасных мест на свете,

Но дороже сердцу и родней

Маленькая точка на планете,

Ставшая давно судьбой моей.

Хаим Бейдер

 

Штетл – это понятие, без которого невозможно себе представить жизнь евреев XVIII-XIX в. Само это слово для многих вызывает тысячи образов, каждый из которых является выражением сути еврейского существования.

К сожалению, сегодня заглянуть в этот неповторимый мир местечка, почувствовать его неповторимую атмосферу и колорит можно только с помощью мемуарной литературы. Исчезнув в своей первозданной форме, штетл сохранился как художественный, литературный образ. Само это слово вызывает у многих тысячи образов, каждый из которых является выражением самой сути еврейского существования. Ведь практически все современные евреи России, Украины, Беларуси и сопредельных территорий – это внуки обитателей штетлов.

Штетл или «городок» - небольшой обособленный еврейский городок в нееврейском городе - особое устройство социокультурного пространства, в котором в XVIII - XIX вв. протекала жизнь подавляющего большинства еврейских общин. Штетл был материальной, физической еврейской территорией, которая им не принадлежала. Как у еврейской территории, у него были еврейские границы – зачастую отмеченные всего лишь веревкой, привязанной к столбам или веткам деревьев – по ту сторону которых, была враждебная евреям территория.

Слово «штетл» или «штетле» в переводе с идиш означает «городок» или «местечко». Это могло быть местечко, состоящее как из пятисот, так и из двух тысяч жителей. Маленькие местечки ласково назывались «штетле».

Так уж получилось, что всю свою более чем пятитысячелетнюю историю еврейский народ был вынужден жить в рассеянии, вдали от родной земли. Переезжая с места на место, кочуя по разным странам, евреи селились небольшими группами, обособленно от местного населения. Такой уклад жизни позволял евреям держаться вместе.

«Местечко». Танхум (Анатолий) КапланНакидка на чайник «Шалом, Шаббат» с изображение штетла (синтетическая ткань, люрекс, пайетки, ручная работа, Иерусалим, 2012 г., из фондов музея-заповедника)Местечко могло представлять собой и городок, и село. Для еврейского населения местечко являлось такой формой существования, в которой они чувствовали себя дома, а не в изгнании среди чужих и, порой, враждебных людей, как это имело место в крупных городах в диаспоре, где евреи составляли меньшинство.

В еврейской местечковой среде старательно сохранялись религиозный уклад жизни, религиозное образование, вековые традиции и ценности. Еврейская община жила своей замкнутой жизнью, по своим строгим законам.

Штетл сыграл для еврейства определенную роль в сохранении традиционной культуры. Местечко стало для евреев собственной средой обитания, превратилось в средоточие еврейской истории региона. Постепенно сформировалось представление о местечке как о малой еврейской родине, «Израиле в изгнании».

Жизнь еврейской семьи ограничивалась домом, рынком и синагогой. Основной социальной единицей была многодетная сплоченная семья. Какие-либо события в жизни семьи (рождение, свадьба и т.д.) – становились событием для всей общины. Управление местечком возлагалось на советы из раввинов и старейшин.

Большую роль в жизни штетла играли благотворительные братства, бравшие на себя заботу о нуждающихся, а также выполнявшие просветительскую функцию. В целом можно сказать, что многие местечки были центрами как высокой культуры, так и обыденной, повседневной жизни народа.

При всей замкнутости штетла внешние влияния проникали в него. Чаще всего встречи с нееврейским окружением происходили на рыночной площади, которая также была местом заработка для большей части горожан. Здесь происходила встреча двух культур, двух менталитетов, как правило, чуждых друг другу.

В силу сложившихся исторических обстоятельств каждая этническая группа населения заняла свою нишу в экономической системе края, в том числе и местечек. Христианское население (преимущественно крестьяне) занималось, как правило, земледелием, татары – огородничеством и выделкой кож. Евреи заняли монопольное положение в торгово-промышленном предпринимательстве местечек. В целом между представителями разных этносов существовало своеобразное разделение труда, и хозяйственная жизнь местечка протекала на основе взаимного сотрудничества. Представители местечек, объединенные одною территорией, совершенно чуждые друг другу по языку, обычаям, верованиям и историческим преданиям, были как по внешнему виду, так и по духу представителями различных миров, тем не менее, уживались между собой мирно. Сближали их неизбежные соседские и экономические интересы.

Штетл был не просто еврейской территорией, он был политическим образованием, мини-государством и обладал не только территориальной целостностью, как бы она ни была мала, но и временной, имея собственную богатую событиями историю, порой насчитывавшую сотни лет.

Традиционный местечковый уклад жизни начал подрываться в последней трети ХІХ века в результате воздействия целого комплекса политических, идеологических и социально-экономических факторов. После трагических событий Первой мировой войны, октябрьской революции и гражданской войны местечки вступили в последнюю стадию своего развития.

Исчезнув в своей первозданной форме, штетл сохранился как художественный, как литературный образ.

Мир штетла оживает в работах художников Александра Вайсмана, Илекса Беллера, Абрама Рабкина, Елены Котляр, воспевается в произведениях Агнешки Осецкой, Шолома Алейхема, Менделе Сфорима, Шмуэля Агнона, Исаака Зингера. Благодаря деятельности таких ученых как Соколова Алла Викторовна, мы можем представить жизнь в еврейском «местечке». Опираясь на данные их исследований, сотрудникам Восточно-Казахстанского Областного архитектурно-этнографического музея-заповедника удалось воссоздать архитектуру и интерьер еврейского дома, которые экспонируются в Этнодеревне Левобережного Комплекса музея-заповедника (с которым мы познакомим читателя в своих следующих работах).

Благодаря штетлам, еврейский народ, «рассеянный», разбросанный по разным уголкам земного шара в силу разных объективных причин – где-то насильственно, где-то по своей собственной воле – оказавшись в иной языковой среде, приспосабливался к ней, сливался в с культурой, бытом, языком других, окружающих его народов, и хотя при этом частично утратил многое, характерное для евреев – полной ассимиляции с окружающими этносами не произошло: «еврейское самосознание», передававшееся из поколения в поколение, помогло сформироваться современной еврейской диаспоре.

Татьяна Свахина,

«Достык», №3, 2014

 

Литература:

1. Вишневецкий А. «У истоков штетл» / «Новости недели»-«Еврейский камертон», 31, 08, 2006

2. Соколова А. «Архитектура штетла в контексте традиционной архитектуры» // Сто еврейских местечек Украины: Исторический путеводитель: Вып. 2: Подолия. Сост. Лукин В., Соколова А. и Хаймович Б. СПб., 2000.

3. Соркина И. «Местечко, в котором я никогда не была»

4. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990.

5. Шолом Алейхем. «Город маленьких людей.» М., 1988

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы