издания статьи научно-популярные Крутова Н.В. Дорога к храму (из опыта экскурсионной работы в православные храмы г.Усть-Каменогорска)

Крутова Н.В. Дорога к храму (из опыта экскурсионной работы в православные храмы г.Усть-Каменогорска)

Областным этнографическим музеем г.Усть-Каменогорска разрабатывается цикл экскурсий в храмовые сооружения города. На сегодняшний день музей готов познакомить всех желающих со Свято-Троицким храмом, что на территории одноименного мужского монастыря и  с храмом русской православной старообрядческой общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Вот уже более пяти лет прошло с тех пор, как первая группа экскурсантов переступила порог Свято-Троицкого храма. За это время проведено немало экскурсий для самых разных возрастных групп, начиная с подготовительной группы детского сада и заканчивая уже довольно зрелыми людьми. Но справедливости ради следует сказать, что основной нашей аудиторией являются, конечно, учащиеся средней школы, лицеев, гимназий, студенты.

Немного из истории Свято-Троицкого храма.

Троицкая церковь располагается в исторически важном для всех горожан месте. Именно здесь, в 1720 г. и была заложена Усть-Каменогорская крепость гвардии-майором И.М. Лихаревым. Постепенно крепость разрасталась и в 1804 г. она получает статус города. В это время в городе уже шло строительство каменного храма, начатое по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама еще в 1789 г. Строительство продолжалось довольно долго, почти 20 лет и только в 1809 г. постройка была завершена. А 1810 г. церковь была освящена и начала принимать первых прихожан. По своему внешнему облику она представляла собой типичную храмовую постройку русского провинциального зодчества того времени.

Новая каменная церковь получила название во имя Святой Троицы и в отличии от двух предыдущих имела три престола: средний и главный были посвящены св. Троице, правый – св. евангелисту Иоанну Богослову и левый пророку Илье. Внутреннее убранство храма поражало  своим богатством и красотой любого входящего. Ведь недаром основатель Семипалатинского подотдела Российского географического общества священник Герасимов в своей статье « Старинные церкви Семипалатинской области» отмечает Троицкую церковь в числе шести самых интересных церквей края.

Более века Троицкая церковь просуществовала относительно спокойно. И закрыта она была уже после гражданской войны, в 1928 г., как требующая капитального ремонта. «Ремонт» затянулся надолго.

И только в начале 90-х годов ХХ в. начались восстановительные работы.

А в 1993 г. на территории бывшей Усть-Каменогорской крепости Постановлением священного Синода от 11 июня 1993 г. уже создается Свято-Троицкий мужской монастырь. На сегодняшний день наместником монастыря является игумен Платон (Дивенко). И рассматриваемая нами Свято-Троицкая церковь находится под его покровительством. Храм после длительного «ремонта» был восстановлен благодаря найденному плану церкви во имя св. Троицы под № 1, в Центральном Государственном военно-историческом архиве. На сегодняшний день это самая ранняя храмовая постройка в г.Усть-Каменогорске, через 8 лет храму исполняется 2 столетия.

Когда и как появилась мысль о светском посещении храма жителями города сейчас трудно вспомнить. Но с полной уверенностью можно сказать, что в данном случае желание исходило непосредственно от заказчика.  А заказчиками музея в первую, очередь являются преподаватели школ.  Раньше это были историки, филологи – сегодня преподаватели культурологи, МХК (мировой художественной культуры). Первоначально работа в основном велась  с учащимися среднего звена школы, позже стали поступать заявки и от преподавателей начальной школы и даже от воспитателей подготовительной группы детских садов города.

Затронем некоторые важные моменты подготовительной работы перед подобными экскурсиями. Во-первых, необходимо получить разрешение на посещение храма с группой от настоятеля, главного лица, в ведении которого находится данный храм. Обговорить время будущей экскурсии с классными руководителями и объяснить, что посещение храма желательно  в то время, когда нет службы, дабы не в коем случае не помешать  заведенному графику работы церкви. Да и самим экскурсантам это значительно удобнее. В ходе подготовительной работы сталкиваешься с такими моментами, когда родители боятся отпускать своих детей на такие специфические экскурсии. И здесь уже дело за преподавателем-предметником или музейным сотрудником, которые обязаны объяснить, что данная экскурсия носит чисто светский характер и ставит своей целью – познакомить ребят в первую очередь с архитектурными и историческими памятниками города, дать азы христианской истории и символики, которая сложилась за 2 тысячи лет.

Кроме того, это еще и урок краеведения, т.к. история создания храма преподносится на фоне рассказа о истории основания г. Усть-Каменогорска.

Экскурсия начинается с подъема на частично сохранившиеся остатки крепостного вала, откуда великолепно просматривается вся территория бывшей Усть-Каменогорской крепости и внешний вид Свято-Троицкого храма. Именно здесь дается информация о том, какими бывают храмы, о их внешнем виде, о количестве, цвете и форме куполов. Основная же часть экскурсии проходит в самом храме, на пороге которого нужно отвлечься от хода основного рассказа буквально на 1-2 минуты. Необходимо напомнить экскурсантам об уважительном отношении ко всему тому, что они увидят. Объяснить девочкам, для чего нужно надеть головные уборы, а мальчикам обнажить голову. Предупредить, что экскурсовод будет говорить негромким голосом, чтобы не помешать находящимся в храме прихожанам. Эти несколько слов экскурсовода очень важны и из опыта работы могу сказать, что повторять их уже в храме не приходится.

Храм – это целый мир, и мир многим пока ещё незнакомый. И очень важно, каким останется первое впечатление от этого посещения. Окажется оно первым и последним или будет началом той «дороги к храму», которая у каждого своя. И какая-то доля ответственности за это будет лежать на музейном экскурсоводе.

Экскурсия начинается уже с притвора, где дается объяснение этой части храма. Затем группа заходит непосредственно в сам храм и располагается так, чтобы хорошо просматривался иконостас. Именно здесь перед иконостасом начинается основной разговор.

Дается объяснение таких специфических понятий, как: алтарь, Царские врата, солея, амвон, клирос .Внимательно рассматривается аналой с минеей или праздничной иконой перед алтарем. Затем экскурсовод предлагает внимательно просмотреть иконы, украшающие данный храм. В ходе небольшого вступления объясняется, что такое «икона», ее предназначение в храме и дома.  Что она значит для православного христианина. Группа медленно продвигается вдоль стены храма и по выбору экскурсовод объясняет тот или иной иконографический сюжет. В процессе отбора икон для рассказа необходимо учесть возраст группы, преобладание в группе мальчиков или девочек. Если это взрослая  аудитория, желательно выбрать те иконы, которые близки им по профилю работы, по интересу. Например, если это медицинские работники, можно показать икону св.Пантелеймона, если в группе есть торговые работники, то им будет интересна икона с изображением св.Параскевы. Если в аудитории преобладают молодые люди, будущие воины, то можно познакомить с иконами, изображающими св.Георгия Победоносца, св. Дмитрия Солунского и т.д. Довольно часто экскурсанты высказывают желание увидеть на иконе того святого, имя которого  он носит, т.е. своего ангела-хранителя. Если такая икона присутствует в храме, то это можно сделать, здесь же рассказать о существовании православных церковных календарей и объяснить как ими пользоваться. Объяснить почему у человека иногда бывает два имени, одно из которых дается родителями, а второе ребенок может получить от священника  при совершении таинства крещения.

Эта часть рассказа может послужить плавным переходом к тому месту, где находятся экскурсанты. К тому времени группа уже стоит возле «крестильни», где до революции располагался левый престол храма, носивший имя святого Ильи-пророка. Кратко освятить суть таинства крещения. Заходить в крестильню служители храма обычно не разрешают, по возможности можно попросить открыть дверь и посмотреть как выглядит эта часть храма.

Затем разговор посвящается значению огня вообще в храме и, в частности – церковной свече. Дать понятие – «паникадило». Объяснить, что в данной части храма свеча ставится за здравие, за тех людей, которые живы, и которым ты желаешь добра и здравия. А затем предложить перейти группе туда, где свечи ставят «за упокой» и где проходит обряд отпевания умерших людей. Напомнить, что до революции именно здесь располагался правый престол Троицкой церкви во имя Иоанна Богослова. Дать объяснение ещё одного специфического понятия – «канун» или «канунник», стол, где стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Именно перед этим канунником и совершаются панихиды и различные заупокойные богослужения. У детей часто возникают вопросы о тех продуктах, которые лежат на столе. В данной ситуации имеет смысл напомнить о древней традиции раздачи милостыни по умершим людям.

В этой же части храма находится и иконная лавка, где можно приобрести   все необходимое и получить ответ на любой интересующий вопрос.

Заканчивается экскурсия в здании храма обычно тем, что экскурсанты покупают свечи в иконной лавке и ставят их перед иконами.

Перед выходом сотрудник музея обращает внимание аудитории на фотографию, изображающую Троицкую церковь в 1920 г. и делается особый акцент на наличие колокольни. Уже на улице экскурсия продолжается и  основной разговор происходит возле колокольни, где рассказывается о том, что»родная» звонница утрачена, а перед нами уже современная постройка. Эта колокольня появилась в 1995 г., а впервые колокола на ней зазвонили после долгого молчания в канун 1996 г. Иногда время окончания экскурсии совпадает с началом вечерней службы и тогда разговор заканчивается под колокольный звон. Лучшей концовки и не придумать!

Из практики общения экскурсантов со служителями храма, монахами или послушниками монастыря.

При их появлении, все дружно поворачивают головы на 180º и уже не слышат слов экскурсовода. Ребята смотрят заворожено, это для них новый, непонятный, но от этого не менее любопытный мир. Иногда удается общение. Можно привести пример, когда учащийся начальной школы при виде церковнослужителя изъявил желание прочитать молитву «Отче наш», чем поверг в изумление классного руководителя и одноклассников. И довольно бойко без всякого смущения прорекламировал известные строки молитвы.

И в заключение несколько слов о реакции на экскурсию самых разных возрастных групп. Действительно, приходилось работать с людьми самого разного возраста, но результат практически всегда один. Это слова благодарности за возможность прикоснуться к вечному, к тому, что находится у каждого внутри его души. Только у кого-то  это запрятано глубоко-глубоко даже от самого себя, а у кого-то прямо на поверхности, как у того малыша с молитвой «Отче наш».

Если аудитория состоит из ребят 1-4 классов, то все, что говорит сотрудник музея воспринимается ими без тени сомнения, раз говорят, значит так все и было. А вот учащиеся среднего звена наиболее сложная группа. От экскурсовода уже  в подготовительной беседе требуется найти нужные слова, интонации, чтобы «пробить стену» подросткового равнодушия, а порой и цинизма. Но именно от них получаешь колоссальное удовлетворение, когда уже в храме видишь широко открытые, внимательные глаза и разговор шепотом. Но главная победа тогда, когда этот подросток после экскурсии покупает церковную свечу и просит подсказать, где и как правильно её поставить. Вот это и есть награда экскурсоводу, вот тогда и думаешь: «Пробило!».

Старшие классы, это та аудитория с которой уже интересно работать, в том смысле, что с ними можно вести диалог, от них уже слышишь конкретные вопросы.

Но за эти годы приходилось удивляться и мне, экскурсоводу. Удивляло  то, что даже по истечении 10 лет «перестроечного» времени многие взрослые люди впервые попали в храм. И когда задаешь вопрос: «Почему не были раньше?» Люди говорят о страхе, о незнании как себя вести в церкви, где и как правильно поставить свечу. И для многих эта экскурсия бывает первым посещением храма и люди с радостью говорят, что барьер преодолен. Да, наверно, это и не столь важно когда ты попадешь в храм, в детские годы или уже зрелым человеком. Главное, что это произошло. А музейная экскурсия стала началом той дороги к храму, время которой у каждого своё.

Нина Крутова

Сборник статей по материалам республиканской

научно-практической конференции, ч.2

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Головкова,29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..



мобильное Приложение «Казахстан - Страна Великой Степи»

Открой для себя Казахстан с мобильным приложением «Казахстан - страна великой степи». Подробнее...


Дача взятки - это преступление

Дача взятки - баннер

Получение взятки - это преступление

Получение взятки - баннер

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы