издания статьи научные Осерчева О.Н. Беспоповские общины города Зыряновска во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1981, 1991, 2007 гг.)

Осерчева О.Н. Беспоповские общины города Зыряновска во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1981, 1991, 2007 гг.)

Город Зыряновск и его окрестности входят в историческую территорию Бухтарминского края, основной состав населения которого с момента его колонизации русскими образовывали старообрядцы разных толков, преимущественно беспоповцы поморского согласия. Свою веру бухтарминские беспоповцы называли «стариковской», так как ими в религиозном отношении руководили старики, и в своих религиозных убеждениях они следовали заветам стариков [1, с. 30, 33]. Население Бухтарминского края официально вошло в состав России в 1791 г. [1, с. 6], что совпадает с датой основания г. Зыряновска.

В результате экспедиций музея-заповедника в Зыряновский район в 1981, 1991 и 2007 годах накоплен материал, позволяющий составить картину жизни беспоповских общин старообрядцев г. Зыряновска во второй половине XX – начале XXI вв.

Центр беспоповщины на Бухтарме изначально находился в д. Белой, где размещалась главная молельня с алтарем и наставники, которые по вызову выезжали в соседние села. В свою очередь наставники из других деревень подчинялись беловским старикам, среди которых долгое время руководящую роль играл Ассон Зырянов [1, с. 30-31; 2, с. 18]. Экспедиционные материалы музея свидетельствуют, что другой, не менее яркой фигурой после Ассона Зырянова был «священник»[1] федосеевской церкви с. Белое Красков Семен Харитонович (1887-1976). Он родился в с. Максиха Томской губернии Бухтарминского уезда (ныне Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области), жители которой после установления Советской власти в крае переселялись в Ульяновку[2]. Духовником его поставили с 22 лет беловские старики, так как он пользовался уважением у жителей окрестных сёл, служил до самой смерти. Предметы религиозного культа, в том числе и книги, оставшиеся в доме умершего духовника, перешли в пользование последующих наставников [4, с. 59]. Известны еще два имени «священников» из церкви с. Белое – Авраам Иванович Блинов и Иван Матфеевич, фамилия которого, к сожалению, не уточнена [8].

Фото 1.Кадильница из собрания ВКЭМЗ. Конец XIX - начало XX вв. Металл, дерево, выколотка, просечка. 11,5 см. х 18 см., d 8 см., ГИК-XXVI-9901. Фото автора
Приемником Краскова С.Х. был Матфей Анисимович Зайцев (1902 г.р.), уроженец с. Язовое Томкой губернии Бухтарминского уезда (ныне Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области), житель г. Зыряновска, главный духовник одной из групп местных старообрядцев под названием «мирские»[3], они же «общинские»[4]. В его доме собирались для молитвы единоверцы[5], количество которых иной раз доходило до 12 человек. Одна из комнат служила моленной. В доме было большое количество ценных икон, религиозных книг и других предметов культа: кадильниц, лестовок, подручников, самодельных свечей. Одну из кадильниц (Фото 1), которая предназначалась для отправления треб во время выезда в другие села, в 1981 г. Матфей Анисимович передал в дар музею [4, с. 59; 7]. По сведениям 1991 г. в старой части города по ул. Позднякова, 9 находился старообрядческий молитвенный дом, старшей в котором была Евдокия Агрономовна Зайцева. В 2007 г. этого молитвенного дома уже не существовало, Зайцевы умерли, их дочь продала дом 4 года назад и тоже умерла [8; 10].

Фото 2.Рахманов М.С. Копия с фото 2-ой половины XX в., 1995 г. ВКЭМЗ
После смерти Зайцева М.А. наставником стал Коробейников, хотя по «чину»[6] он был младше Рахманова М.С., возглавившего общину ближе к 80-м гг. XX в. [6]. Рахманов Марк Степанович (1909-1995) – один из последних наставников общинской группы беспоповцев г. Зыряновска II половины XX в. (Фото 2), родом также как и Красков С.Х. из Максихи [8]. Религиозной деятельностью стал заниматься после 50 лет, когда вышел на пенсию[7]. С 1960-х гг. был чтецом у Огнева, исполнявшего роль старшего наставника. В свое время Марк Степанович закончил 3 класса церковно-приходской школы вместе со своим братом Григорием[8] [6]. На квартирах начали молиться с 1969 г. «по одному уставу для поморцев и других старообрядцев»[9] [8].

Ирина Васильевна Шишкина, уроженка с. Печи, жительница г. Зыряновска (точный возраст не указан, но названа старушкой) рассказывает: «Молельным домом в г. Зыряновске заправляет ''кержацкий бог'' – Маркелий Степанович Рахманов, читает хорошо, уже более шести лет как вступил на путь старообрядческого попа, смену ему готовить надо, а молодёжь не идёт» [9, с. 27-28].

Фото 3.Книги из собрания Рахманова М.С. Конец XIX - начало XX вв. ВКЭМЗ
Беловский приход, которым руководил Рахманов М.С., по его словам, охватывал Зыряновский, Большенарымский и Катон-Карагайский районы [8]. Название прихода документально не подтверждено, но можно предположить, что это связано с названием д. Белой, исторически сложившейся как центр беспоповщины в крае. В этот период начинает активизироваться возрождение общин в крае. По воспоминаниям внука Олега Михайловича Рахманова, часто гостившего у деда с 1972 по 1982 гг., Марк Степанович много ездил по селам, помогая староверам своими наставлениями [6]. К 1990-м гг. этот процесс, касающийся мирских-общинских, понемногу затухает. Иллюстрацией может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. книгами, предназначенными для службы, уже не пользовались и за ненадобностью они хранились на чердаке, откуда мы собственноручно их доставали [8]. Книги у Марка Степановича оставались в основном «ходовые», часть из них он при жизни передал в музей (Фото 3), а часть после его смерти забрал Коробейников [6]. После того как все наставники-мужчины у «общинцев» умерли, поднять «мирское» движение среди оставшейся горстки старушек попыталась Васса Мелентиевна Коробейникова, но у нее не получилось. Она пробовала перейти в другую группу староверов - «чашечников», которую возглавлял Мамонтов Василий, однако для этого ей надо было перекрещиваться, от чего она отказалась. Сегодня отдельные представители общинских изредка ездят в северную часть города, где общину возглавляет один из старичков, объясняя это тем, что все общины в городе от «тех корней» [6].

В исследовании Н.С.Мурашовой (г. Новосибирск), находившейся в 1993 г. в экспедиции на Рудном Алтае в Восточно-Казахстанской области, Рахманов назван наставником стариковской общины. Ею отмечена тенденция к разъединению стариковцев в городских общинах. «Некогда большой приход в Зыряновске для удобства совершения богослужения еще в 1960-е годы разделился на две группы, и в настоящее время зыряновские староверы не идут на сближение, образовав отдельные общины под духовным руководством М.С. Рахманова и Л.А. Выходцева» [11, с. 8-9]. Экспедиции Восточно-Казахстанского музея-заповедника 1981 и 2007 гг. в г. Зыряновск подтвердили эту тенденцию, наметившуюся гораздо ранее 1960-х гг. Тенденция разобщения стариковцев зафиксирована в воспоминаниях Шишкиной И.В.: ''Общинцы половину приняли у православных, раз приняли, значит, приобщились, до этого не дошли и до другого не добежали'' [9, с. 27-28].

После 1905 г., с введением свободы вероисповедания, особенно актуальной стала проблема объединения старообрядцев всех толков. Этот процесс оказался длительным и сложным в реализации. В решении этих вопросов значительная роль отводилась съездам и соборам [12].

В 1909 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд старообрядцев, речь на котором, по трактовке Марка Степановича, шла о ликвидации никонианских обрядов и восстановлении богомольности [8]. О каком именно съезде идет речь установить, пока не удалось, тем не менее, его решения сыграли определенную роль в судьбе беспоповцев г. Зыряновска. Причиной их дальнейшего разъединения  послужили решения этого съезда, которые были приняты предшественниками Рахманова и его последователями. Часть общинцев, не принявшая новых постановлений, пошла своим путем, образовав новый приход простецов, возглавлявшийся в разное время разными наставниками [8; 10].

Многие староверы после установления Советской власти в крае выехали в Китай. После введения в Китае режима коммунистического правительства, проведения земельной реформы, что неизменно повлекло за собой политические репрессии, старообрядцы в конце 1950-х гг. начали целыми общинами покидать территорию Китая. Большая их часть переселилась в США [13, с. 6]. Многие по предложению Консульства вернулись на родину, так как были советскими гражданами, а не китайскими подданными [10].

Фото 4.Беспоповцы-простецы Мамонтовы. 2007 г. Фото автора
В 1928 г. во время раскулачивания большая колония староверов-простецов Зыряновского района покинула насиженные места, обосновав поселение русских в Китае под названием Алтай, куда входили села Ком (возле Матвеевки с нашей стороны), Колготон и др., где все абсолютно были простецами. Живя на территории Китая, простецы сохраняли свою религиозную культуру на протяжении нескольких десятилетий. Посещали молитвенный дом, имели своих духовников: Фотия Черемнова (позднее уехал в Америку), Вавилу Ермиевича Тамилова (вернулся и умер в г. Зыряновске). Один из жителей села Ком – Еферий[10] Григорьевич Мамонтов (Фото 4), которого мать увезла в годовалом возрасте из родных мест, вернулся с семьей в 1959 г. из Китая в г. Зыряновск, организовал в том же году молитвенный дом и был наставником несколько лет, помогая Л.А. Выходцеву. С того времени молились в разных домах, долгое время, не афишируя своей деятельности [10].

Современный Зыряновск условно делится на части: южную, так называемый «старый город» (улицы Позднякова, Канавная, Кутузова, Олега Кошевого, пер. Карьерный и др.) и западную (улицы Орджоникидзе, Островского, Матросово, Бухтарминская, Тишинская и др.), которая застраивалась позднее и заселялась преимущественно русскими переселенцами из Китая, в связи с чем получила название «Китай-город».

В послевоенные годы у простецов, оставшихся в г. Зыряновске, наставником был дед Моисей, ранее также из общинских. Александра Кузьмовна Овчинникова, 1923 г.р., уроженка с. Снегирево, всю жизнь прожила в г. Зыряновске, крестила своих детей у него. Внуков её крестил красивый, коренастый, «благословенный» человек – Василий Минович (жил где-то в Северном на выезд на Зубовку). Крестили в большой деревянной купели с троекратным погружением в холодную воду из реки, независимо от времени года. Воду в трех ведрах приносили в один раз: два на коромысле и одно в руках. Обязательно полагались крестные.

В советские годы в одно время с Л.А.Выходцевым наставниками у простецов были Емелиян Илиич (жил в Малеевке, занимался изготовлением переплетов и ремонтом старых книг), Василий Минович, Козьма Андреевич Лаптев, Федор Иванович Гановичев [10].

Фото 5.Рафаилова Ф.И. – прихожанка общины простецов. 2007 г. Фото автора
Сегодня общину простецов возглавляет Горсков Степан Иванович, 1935 г.р. В течение последних шести лет простецы молятся в доме наставника Горскова С.И, который приспособили под «обитель» и дали название Казанской Пресвятой Богородицы. Грамотных в «обители» немного: Мамонтовы, А.З.Сальникова, О.Л.Жабина (дочка Л.А.Выходцева), З.И.Разлагаева (жена С.И.Горскова), Ф.И.Рафаилова (Овчинникова, Фото 5). Службу ведут четверо: З.И.Горскова, Е.Г.Мамонтов, О.Л.Жабина, А.З.Сальникова Из молодых «обитель» посещает Галина Макосова, вдова бизнесмена. Для моления в доме выделена отдельная комната. В теплый период молятся в специально обустроенной летней комнате. Слева от входной двери в углу расположена божница, представляющая собой треугольную полочку с расставленными на ней по краям деревянными иконами: слева – Никола, справа – Архангел Михаил, между ними распятие и створы. По краю полочки во всю ее длину прилеплены свечи. Ниже расположена еще одна полочка с металлической тарелочкой для очищения воска со свечей. Чуть впереди божницы из тумбочки с дверками устроен аналой, на нем – накрытая тканью подставка для книг, где лежат Псалтирь, Устав и лестовка. В тумбочке хранятся богослужебные книги: Минея праздничная, Осьмигласник, Евангелие, Апостол; всего в моленной находится шесть книг. Вдоль стен - две длинные лавки, на стене плюшевый ковер.
Фото 6.Божница простецов Мамонтовых. 2007 г. Фото автора
Фото 7.Божница поморки Толмачевой Е.Г. 2007 г. Фото автора
По такому типу уголки для моления устроены во всех домах беспоповцев (Фото 6 - 7). Моления проводятся в обители, как правило, утром, с 7.00 до 9.00, и вечером, с 17.00 до 19.00. Прихожане собираются в выходные дни и по праздникам от 6 до 12 человек обязательно, на покаяние приходит до 60 человек. В субботу и праздники бывает вечерня и часы утром. Во время службы используют до 15 книг, в праздники - до 20 книг. Функции наставника заключаются в том, что он принимает на покаяние, крестит, «сводит с богом», т.е. совершает обряд венчания, похорон. Перед венчанием сначала налагается епитимия перед богом и только после очищения происходит венчание. Самая распространенная молитва – это молитва Исусова: «Господи, Исусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Традиционным книгописанием не занимаются. О мастерских по переписыванию книг в этих краях сведений не имеют. Наставник С.И.Горсков сам переплетает и ремонтирует книги, рукописи писал себе на память, используя для этого тетрадь и авторучку. Таким образом, в 2002 – 2003 гг. переписал Устав.

О.Л.Жабина рассказала о значении пальцев руки в двуперстном крестном знамении: большой палец символизирует Отца, безымянный – Сына, мизинец – Духа святого, указательный – человечество, средний – божество. Средний и указательный пальцы, сомкнутые  для наложения крестного знамения, означают, что божество приклонилось к человечеству [10].

Фото 8.Наставник поморской общины г. Москвы Амос Волков с семьей. Начало XX в. ВКЭМЗ
Помимо общинских и простецов, в г. Зыряновске существует община поморцев, некогда составлявшая основу большого старообрядческого прихода. Для моления собираются в доме у бабы Кати – Екатерины Георгиевны Толмачевой, 1920 г.р., родом из Алтайского края, в Зыряновске живет давно, практически всю жизнь. Когда-то ее родители: отец, Георгий Тимофеевич Немченко (умер в 1972 г.) и мать, Евфимия Григорьевна Немченко (Пахорукова), которые с детства были в вере, вместе с другими прихожанами собирались в доме дедушки Тимофея Киприяновича Немченко, родом из Алтайского края, жившего в Столбоухе Зыряновского района. Брат дедушки, Амос Волков (Фото 8), был наставником у поморцев в Москве. С началом революции всех верующих разогнали, многих отправили в ссылку. Долгие годы не разрешали заниматься религиозной деятельностью, поэтому ходить куда-то люди боялись, и каждый тайно молился дома. Это был наиболее неблагоприятный период в истории зыряновских старообрядцев, как и всего алтайского староверия XX столетия. Вновь собираться для моления в домах стали после войны тайком от местных властей. Многие состояли в комсомоле. Детей ничему не учили, боясь преследования властей, однако в глубине души хранили веру отцов, которая проявилась позднее при восстановлении свободы вероисповедания в конце XX – начале XXI вв. Во второй половине XX в. старшей у поморцев была Ксения Тимофеевна Немченко, здешняя, из п. Лесного, умерла в 2001 г. в возрасте почти 90 лет. Когда была жива, у нее собиралось много народа, после нее почти никого не осталось, старушек мало, молодые не ходят. Собираются каждое воскресенье человека три - четыре, на покаянии бывает больше 20 – 25 человек. Сейчас старшая – Мария Николаевна Столярова. Руководить общиной может не каждая, важно, чтобы была не замужняя или вдова, не делала аборты. Один раз в год из г. Лениногорска (Риддер) приезжает отец духовный – Яков Григорьевич Немцев. До него был Иван Карпович, тоже из Лениногорска, по оценке прихожан очень грамотный, побывал на предпоследнем съезде в г. Москве [10].

Я.Г.Немцев, приезжая, останавливается в доме одной из активно верующих прихожанок – Анны Артемьевны Андреевой, 1948 г.р. Родители ее жили в пос. Чистопольском под г. Серебрянском. Когда начались гонения, они, убегая из родных мест, «закопали целый воз книг на Светлом ключе». Сплавляясь по реке в поисках нового места жительства, растеряли все свое имущество, но детям оставили великое богатство – свою веру. Внуки их также придерживаются веры родителей. Анна Артемьевна получает духовную литературу от наставника и из Преображенской церкви г. Москвы. Из жизненного опыта и литературы она делает выводы о том, что простецы на самом деле не простецы вовсе, а часовенные, нововведенцы, у которых с поморцами различия при крещении. Если у поморцев отец духовный во время крещения стоит лицом к крестящемуся, то у них «крутят с поворотом». «Часовенные вертятся, а дух святой присутствует с крещением, хотя крестят они и службу ведут по нашим по истинным старообрядческим книгам». Иконы у них немного другие – с изображением голубя, литье более простое, у поморцев голубь есть, но не на всех иконах, например, на иконе «Праздники. Благовещение». Она классифицирует простецов не как самоназвание общины, что, по ее понятию, происходит по неграмотности, а как людей в любой общине, которые не ведут службу, в отличие от имеющих чины, например, старшего или отца духовного.

Общины поморцев городов Зыряновска и Усть-Каменогорска живут своей замкнутой жизнью, отношений друг с другом не поддерживают из-за большого  расстояния и субъективных причин. Бывали случаи перехода федосеевцев к поморцам, в этих случаях федосеевцев заставляют перекрещиваться [10].

Все же, несмотря на возникающие среди беспоповцев раздоры, в начале XXI в. отмечается тенденция к объединению разных согласий, хотя бы в лице отдельных их представителей, что объясняется стремлением к просвещению, желанием души познать больше. Усиливающиеся тенденции к самообразованию среди прихожан сравнительно молодого возраста вынуждают их обращаться к услугам образованных священников. Руководствуясь желанием ощутить на себе священное таинство литургии, некоторые из беспоповцев готовы посещать традиционные храмы. Дело в том, что обряд крещения беспоповцы не доводят до конца, ограничиваясь только погружением. Миропомазание, причастие телом и кровью Господней не делается, потому что на это имеет право только священник или протоиерей. При этом священник австрийской церкви г. Усть-Каменогорска о. Глеб (Казаченко) вел разговор об объединении, но большинство прихожан сопротивляются этому, хотя отдельные представители простецов приняли обряд крещения до конца с причастием, пострижением волос крестообразно и миропомазанием. Тем не менее, они посещают свою «обитель», потому что больше им ходить некуда. По понятиям самих беспоповцев большого расхождения между ними и поповцами нет, кроме отсутствия у первых божественной литургии – главного церковного таинства. Беспоповцы о себе говорят, что они как «простачки со своими уставами». Помимо моления в «обители» дома читают Псалтырь, молитвы за здравие, за упокой. Более грамотные молятся по книгам, не грамотные - по лестовке. Наиболее интересующиеся, а таких среди опрошенных единицы, выписывают литературу из г. Новозыбкова, издаваемую древлеправославной архиепископией Новозыбковской, Московской и всея Руси по благословению Святейшего Александра, древлеправославного патриарха Московского и всея Руси. Помимо этого пользуются литературой из библиотеки австрийской церкви Усть-Каменогорска, доставляя книги с оказией от о. Глеба [10].

Проанализировав историю зыряновского старообрядчества II половины XX - начала XXI вв. можно сказать, что из поморской общины стариковского толка, изначально существовавшей на территории края, со временем выделились две отдельные группы: мирские-общинские и простецы. В настоящее время у мирских-общинских нет наставников, вследствие чего община практически распалась. В последние годы деятельность простецов активизировалась в основном за счет функционирования обители и увеличения количества прихожан, в том числе за счет притока из общинских. Однако деятельность их ограничивается молениями на дому, у них нет своего издательского органа, духовную литературу по своей инициативе отдельные прихожане получают от поповцев и беглопоповцев. Их дальнейшее существование в крае вызывает сомнения. Религиозные традиции целого поколения верующих были вытравлены советской системой, что в итоге выразилось в разрушении преемственности поколений. Многое утрачено, позабыто, притока последователей не наблюдается. Старики умирают, унося с собой последние знания о своей вере, молодежь в силу разных обстоятельств в большинстве случаев уезжает в Россию. В связи со сложившейся ситуацией и выраженным стремлением к просвещению можно предположить, что для реализации своих религиозных потребностей простецы, вынуждены будут объединяться с поповцами. Эта тенденция наметилась явно уже сегодня.

________________________________________

1. Е.Э.Бломквист, Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы – Л., 1930;

2. Т.Г.Шарабарина. Русские свадебные традиции на Рудном Алтае (конец XIX – середина XX вв.) – Усть-Каменогорск, 2004 г.;

3. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983 г.

4. Экспедиционные материалы ВКМЗ, Катон-Карагайский район – 1981 г., д.1/64, запись Яковлева А.А.;

5. Полевые записи Осерчевой О.Н., Большенарымский район ВКО - 1990 г.;

6 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Усть-Каменогорск – 2008 г., информаторы Рахманов О.М., Рахманова Е.М. и Рахманов В.М.;

7  Акт приема ВКМЗ № 250-1981;

8 Полевые записи Осерчевой О.Н., Крутовой Н.В., Каирбековой Ж.Ж., г. Зыряновск – 1991 г., информатор Рахманов М.С.;

9 Экспедиционные материалы ВКМЗ, Катон-Карагайский район, 1981 г., д.1/64, запись Черкашиной В.А.;

10. Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г., информаторы Мамонотов Е.Г., Жабина О.В., Разлагаева З.И., Горсков С.И., Овчинникова А.К., Рафаилова Ф.И. (Овчинникова), Толмачева Е.Г., Андреева А.А.;

11. Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др. Старообрядцы Алтая. [Древлеправославие], портал – Credo_Ru.htm;

12. О.П.Ершова. Некоторые проблемы развития старообрядчества после Манифеста 1905 г. Староверы (starover.religare.ru);

13. Иеромонах Никита (Добронравов). Старообрядцы Дальнего Востока в Китае (1917 – 1958 гг.). Староверы (starover.religare.ru);

О.Н. Осерчева

Этнография Алтая и сопредельных территорий

Материалы международной научной конференции

Выпуск 7, Барнаул: БГПУ, 2008 г., с. 274-281



[1] На самом деле последователи беспоповщины отвергали церковную иерархию. Из мирян избирались наставники [3, с. 62].

[2] Село Максиха попало под программу ликвидации малых сел. С 1928 г. в Ульяновке создавался новый колхоз им. Ленина, куда и перевозили с конца 20-х до 50-х гг. XX в. дома из близлежащих селений [5, 6]

[3] «Мирские» - название одной из групп беспоповцев г. Зыряновска, главным наставником которой во 2-й половине – конце 20 в. был Зайцев М.А. [6].

[4] По воспоминаниям прихожан сегодня существующей беспоповской общины простецов г. Зыряновска Мамонтова Е.Г. и Жабиной О.Л. Рахманов М.С. назван как представитель «общинских», от которых многие в последствии перешли к простецам. Рахманов в свою очередь является приемником Зайцева М.А. [10].

[5] По всей видимости единоверцами названа группа мирских-общинских, принявшая решения Всероссийского съезда 1909 г. в г. Москве.

[6] На самом деле иерархии у беспоповцев не существует, термин используется в бытовом понятии

[7] Марк Степанович работал в кузнечном цехе на обогатительной фабрике (ЗГОК) на пенсию вышел по первому списку в 50 лет [6].

[8] Других сведений о церковно-приходской школе не имеется.

[9] Информатор Рахманов М.С., видимо, имел ввиду, что для всех старообрядческих приходов установлены определенные нормы поведения: не пить, не курить и т.д.

[10] Изначально данное по старообрядческим святцам имя Ерофей при оформлении документов в Консульстве в Китае записали как Еферий

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

Рейтинг@Mail.ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Головкова,29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..



мобильное Приложение «Казахстан - Страна Великой Степи»

Открой для себя Казахстан с мобильным приложением «Казахстан - страна великой степи». Подробнее...


Дача взятки - это преступление

Дача взятки - баннер

Получение взятки - это преступление

Получение взятки - баннер

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы