Шығыс Қазақстан облыстық сәулет-этнографиялық және табиғи-ландшафтық музей-қорығы * Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
издания статьи научные Рахматулина Е.Ю. К творческой биографии художника Ф.И. Болкоева (1886–1965)

Рахматулина Е.Ю. К творческой биографии художника Ф.И. Болкоева (1886–1965)

УДК 94 (574) «1930/1940»

Аннотация. Впервые в историографии предпринята попытка исследования творческой биографии художника Ф.И. Болкоева – одного из пионеров профессионального изобразительного искусства Казахстана. Прослежены ключевые этапы биографии художника, показана его роль на посту руководителя художественных институций республики: оргкомитета Союза художников Казахской ССР и Национальной художественной галереи им. Т. Г. Шевченко. В статье были использованы архивные сведения из Российского Государственного архива литературы и искусства.

Ключевые слова: изобразительное искусство, Санкт-Петербург, Семипалатинск, Союз художников Казахской ССР, Казахская национальная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко, Управление по делам искусств

 

To the creative biography of the artist F.I. Bolkoev (1886–1965)

Annotation. For the first time in historiography, an attempt has been made to study the creative biography of the artist F. I. Bolkoev, one of the pioneers of professional fine art in Kazakhstan. The article traces the key stages of the artist's biography and highlights his role as the head of the republic's art institutions, including the Organizing Committee of the Union of Artists of the Kazakh SSR and the T. G. Shevchenko National Art Gallery. The article draws on archival materials from the Russian State Archive of Literature and Art.

Keywords: fine arts, Saint Petersburg, Semipalatinsk, Union of Artists of the Kazakh SSR, T.G. Shevchenko Kazakh National Art Gallery, Department of Arts

 

Ф.И. Болкоев. Фото. РГАЛИ

(публикуется впервые)

Художник Федор Болкоев, будучи одним из пионеров профессионального изобразительного искусства советского Казахстана 1930-х гг., оказался сегодня незаслуженно забытым. Его творческое наследие знакомо в большей мере специалистам историками сотрудникам художественных музеев, чем широкой публике. Положение усугубляется также тем, что в казахстанской историографии, посвященной периоду 1930-х гг., содержится недостаточно сведений, раскрывающих историю становления профильных художественных организаций и материалов биографического характера, посвященных первым руководителям советских художественных учреждений, таких как Казахская национальная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко, Союз художников КазССР, Казахское отделение Художественного фонда СССР, производственное товарищество художников «Казизо». В опубликованных материалах имеют место искажения фактов и различные несостыковки, касающиеся жизни и деятельности первых руководителей художественных институций. Между тем, пристальное внимание к данной теме представляется нам значительным для реконструкциисложного и противоречивого культурно-исторического контекста эпохи. В целях устранения имеющейся лакуны, автором предпринята попытка исследования творческой биографии известного казахстанского организатора культуры.

Федор Иванович Болкоев родился 21 февраля 1886 г. в небольшом карельском селе Тулгуба Сунского прихода Петрозаводского уезда в семье русских крестьян. В 1898 г. окончил земское начальное училище [1, л.1]. Для дальнейшей учебы тринадцатилетним юношей он прибыл в Петербург, где с сентября 1899 г. по май 1903 гг. обучался в Художественной школе при Обществе поощрения художников в классах О. Браза и Я. Ционглинского  [2, с. 286]. В Художественной школе получал специализацию как портретист и художник жанровой живописи [1, л.1]. Выбранное учебное заведение, считалось  самым демократичнымучебным заведением художественного профиля дореволюционного периода, где долгое время с учеников не брали оплаты. Однако, в силу различных причин, полный курс обучения молодым студийцем не был пройден. Как позже сам Федор Иванович указывал в автобиографии, чтобы иметь средства к жизни в Петербурге в свободное время он: «…занимался копированием картин по заказу частных лиц с оригиналов картин, находящихся в «Русском музее императора Александра III»» [1, л.1]. В  январе 1916 г.был мобилизован на фронт Первой Мировой войны и попал в Австрию, где в июне 1917 г. стал участником успешной наступательной операции, за что был награжден Георгиевским крестом IV степени, дослужился до старшего унтер-офицера [1, л.6].

После окончания Первой Мировой войны вернулся в родное село, в декабре 1918 г. был избран секретарем сельсовета, в 1919–начале 1920-го гг. становится начальником отряда по выполнению продразверстки. В феврале 1920 г. Федор Болкоев вступил в ряды ВКП (б).  Затем, находясь в составе батальона ВОХР, в мае 1920 г. был направленв Казахстан в Семипалатинскую область для  ликвидации одной из банд, выдвинувшей лозунг: «Мы за советскую власть, но без коммунистов» [1, л.6]. Уже через год, когда в апреле 1921 г. подошло время демобилизации, молодой человек не вернулся домой, а сделав осознанный выбор, остался в Казахстане, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь. Поначалу в Семипалатинске получил должность секретаря губернского комитета, затем недолгое время работал заведующим центропечатью [3], с сентября 1924 г. давал уроки изобразительного искусства в местном педагогическом техникуме и школе. Выбор нового места проживания объясним, поскольку Семипалатинск образца 1920-х гг.  являлся крупнейшим городом автономии. В виду довольно развитой инфраструктуры и стабильного экономического положения, город был привлекателен для спасающихся от голода служащих и представителей интеллигенции, прибывших в провинцию из Центральной России. В Семипалатинске состоялось знакомство Ф. И. Болкоева с целой группой местных художников: М.А. Титовым, И.В. Кашиным, И.Г. Ивачевым, О.Д. Белослюдовой-Жилинской, в том числе со вчерашним выпускником Казанского художественного училища – Н.И. Крутильниковым, служившим художником-оформителем в  театре. Сложившаяся в городе творческая обстановка, создала условия для проведения в 1928–1929 гг. Первой в республике передвижной художественной выставки, в которой приняли многие молодые живописцы и графики региона. С этого периода Федор Болкоев вливается в творческое сообщество Казахстана и становится постоянным участником его различных художественных событий.

Находясь на Востоке республики, художник стал свидетелем грандиозного строительного проекта – Туркестано-Сибирской железной дороги и 650-метрового железнодорожного моста через реку Иртыш, возведенного за рекордные 18 месяцев, к марту 1929 г. [4,с. 11]. Именно этот исторический момент был положен в основу одного из первых индустриальных полотен республики:«Строительство моста через Иртыш в Семипалатинске», написанного  живописцем в 1934 г. Картина, посвященная значимому сюжету социальной истории, новаторский подход в изображении индустриального пейзажа сделали имя ее автору. Работа впервые была представлена при открытии Казахской национальной галереи в ноябре 1935 г., в настоящее время хранится в Национальном музее изобразительных искусств им А. Кастеева, довольно часто используется при освещении достижений искусства советского Казахстана 1930-х гг.[5, с. 177].

Семейные обязанности, связанные с рождением в 1928 г. сына Владимира (в 1939 г. у Болкоевых родилась дочь Инесса), подтолкнули Федора Болкоева к изучению общественных дисциплин и повышению своего социального статуса, для  чего с 1932 г. по 1933 г. он прошел обучение на курсах Вечернего Комвуза на факультете Истории ВКП (б) и русского языка в Семипалатинске [1, л.1].В том же 1933 г. семья Болкоевых навсегда оставляет Семипалатинск и переезжает в Алма-Ату. В столицу художник приехал уже зрелой личностью, в возрасте 44-х лет, имея за плечами богатый жизненный опыт. Данное обстоятельство, обучение на курсах Комвуза, а также членство в ВКП (б), являвшееся  весьма значительным фактором социальной мобильности 1930-х гг., открыло перед ним возможности к карьерному росту: в сентябре 1933 г. Ф. И. Болкоев получил назначение на пост председателя Оргбюро Союза советских художников Казахстана, на котором оставался почти 3 года – до декабря 1936 г. [6, с.17].С  именем Ф.И. Болкоева связаны самые первые шаги в деятельности творческой организации художников. Причем, по оценкам исследователей, деятельность Союза художников начального периода протекала трудно, при острой нехватке административных ресурсов, площадей и финансирования от Наркомпроса [6, с.19]. В сферу компетенций председателя входила ответственность за развитие организации и ее областных филиалов, регулирование финансов, распределение средств на выставки ипомощь художникам, сотрудничество с профильными и курирующими организациямив лице партийных органов, Оргкомитета Союза художников СССР, Казнаркомпроса и т.д. Под руководством Ф.И. Болкоева, как председателя Союза в мае 1934 г. в Государственном музее восточных культур в Москве была организована масштабная, состоящая  из 180 произведений выставка, активно работавших казахстанских художников. Другим важным событием периода являлось участие региональных художников в Декаде литературы и искусства Казахстана в Москве 1936 г. Экспозиция, организованная в фойе филиала Большого театра, включала живопись графику, плакат, образцы народного искусства, всего более 200 экспонатов. На встрече, состоявшейся в Кремле в честь проведения декады, советское политическое руководство встречалось с режиссерами, артистами, писателями, художниками и скульпторами республики [6, с.21]. Проведенная работа показала достижения республики, но и выявила весьма значительные недостатки в развитии потенциала творческих сил. Под натиском критики в декабре 1936 г. Федор Болкоев оставил пост председателя. Его уход в значительной мере привел к развитию кадровой «чехарды» в Союзе художников, за период 1937–1938 гг. там сменилось 9 руководителей, некоторые из них занимали пост по одному – два месяца [6, с.22]. Кадровая ситуация стабилизировалась лишь с приходом нового председателя – В.Н. Сладкова.

Следующий важный этап в трудовой деятельности художника-организатора был связан с Казахской национальной художественно галереей им. Т.Г. Шевченко, где с 1938 по 1942 г. Ф. Болкоев попеременно работал в качестве экскурсовода, директора, научного сотрудника, заведующего отделом фондов. Галерея, организованная в 1935 г., представляла собой единственное на тот момент научно-исследовательское и культурно-просветительское художественное учреждение республики. В силу указанных  обстоятельств над галереей действовал усиленный внешний контроль, как со стороны местных органов власти, так и Москвы. Хорошо известно, что кадровые чистки 1930-х гг. коснулись не только высшего номенклатурного аппарата, но и среднего звена управленцев, в том числе руководителей галереи. Так, с 1937 по ноябрь 1938 гг. директорский пост в учреждении занимали различные назначенцы от культуры, в том числе присланные из Москвы: М.М. Джанкин, М.Б. Левинсон, Ф. Л. Эрнст, пока в 1938 г. не была одобрена фигура Ф. И. Болкоева. Учитывая  известные факторы и напряженную социально-политическую обстановку 1930-х, согласие Ф. Болкоева на пост руководителя организации можно интерпретировать как смелый шаг. За период 1939–1940-х гг. в галере была продолжена работа по формированию коллекции, с помощью приглашенных художников переработана постоянная экспозиция и т.д. Однако в рамках сложившейся структуры управления, директор галереи представлял собой классического образчика исполнителя циркуляров, поступающих из вышестоящих организаций, таких как Управление по делам искусств при СНК Казахской ССР, Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, а также партийных органов. Все это накладывало серьезную ответственность на директора при решении различных оперативных вопросов. Вместе с тем факты говорят, что очередной управленческий кризис в галерее наступил в 1941 г., после выявленных проверкой Наркомата Гос.контроля финансовых нарушений [7, л.4]. Как не справившегося с руководством, Ф.И. Болкоева понизили и перевели на должность научного сотрудника, однако надолго в новом статусе он  не задержался.

С 1942 г. художник полностью перешел на творческую работу, выполняя до 1947 гг. заказы  по линии Художественного фонда и товарищества «Казизо». Несмотря занимаемые в разные годы высокие должности руководителей учреждений культуры и творческую работу, Ф. Болкоев не стал обладателем собственной художественной мастерской. Проживал в небольшой двухкомнатной квартире в 26 кв. м. по улице Советская 13 кв. 1. В связи со значительным ухудшением зрения, получил инвалидность II группы по зрению, с 1947 по 1952 гг. нигде не работал [1, л.9]. С периодом середины 1940-х гг. связано еще одно личное потрясение. После очередного переучета состава объединения,  инициированного Оргкомитетом ССХ СССР, Ф. Болкоев был исключен с учета организации, что стало для него большим моральным испытанием. После многочисленных обращений, как личных, так и со стороны актива Союза художников, в 1957 г. Федор Болкоев, как человек, отдавший более 40 лет деятельности изобразительному искусству Казахской ССР, был удостоен звания персонального пенсионера местного значения [1, л.9].

Исследование творческой биографии Федора Болкоева позволило уточнить наши представления о жизненном и творческом пути одного из старейших художников Казахстана, стоявшего у истоков формирования художественной отрасли республики в 1930-е гг., определить периоды его биографии: начальный – с 1886 по 1889 гг.; студенческий, прошедший в Петербурге до 1916 г.; период, связанный с Первой мировой и Гражданской войной – 1916–1920 г.; семипалатинский период  – 1920–1933 гг. и, ставший наиболее продуктивным, алма-атинский период – 1933 по 1965 гг. Также исследование позволило четче понять обстоятельства, связанные с переездом художника в Казахстан и факторы, способствовавшие назначению его руководителем художественных организаций. Между тем, по творчеству художника у нас остается немало  открытых вопросов, ответы на которые можно получить при дополнительном изучении частных и ведомственных архивов.

 

Список использованных источников и литературы:

  1.  Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф.2082. Оп.4. Д.400.
  2. Батурина О.В. Художники Казахстана - выпускники института имени И. Е. Репина //Академия художеств в прошлом и настоящем. Материалы международной научной конференции к 260-летию со дня основания; VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. 2018. Издательство «Чистый лист», Спб. С.286–294.
  3. Халитова И.А. Семипалатинские художники 60–70-х годов ХХ века из коллекции ВКО музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых / Материалы Международной научно-практической конференции «Изобразительное искусство Казахстана за XX лет Независимости Республики в музейных собраниях страны» (ноябрь,2011). Электронный ресурс.URL: https://nevzorovcollection.kz/ru/nauka-ru/iz-opyta-restavratsii (дата обращения: 15.07.2025).
  4. Кузина С.В. Мосты, соединяющие людей // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №2. С. 8–13.
  5. Исабаева К. Искусство приобщать к искусству // Простор. 2015. № 12. С.177–181.
  6. Сырлыбаева Г.Н. Союз художников Республики Казахстан 1933–1940–е годы /Союз художников Республики Казахстан в документах и фотографиях. 1933–1991 года. Алматы: Интерпринт. 2009. С. 16–31.
  7. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК).Ф.1792. Оп. 1. Д. 55.

 

Рахматулина Е.Ю. – кандидат ист. наук, заместитель директора Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника (Усть-Каменогорск, Казахстан). E-mail:kalina200778@mail.ru, тел. 8 7076624068

 

Е.Ю. Рахматулина

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, Усть-Каменогорск (Казахстан)

E.Yu. Rakhmatulina

 East Kazakhstan Regional Architectural, Ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan)

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Статистика

Members : 830
Content : 3020

Счётчики

 Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


КОНЦЕПЦИЯ развития КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник»...

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы