Восточно-Казахстанский областной
архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный
музей-заповедник

КАТАЛОГИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА


Русская мелкая пластика из меди

Вступительная статья

Памятники мелкой пластики из меди (складни, створцы, иконы и кресты) известны в русском искусстве с XI века.

По материалу и технике исполнения они объединены названием «медное литье». Для этих изделий характерны лицевые рельефные изображения в миниатюрных размерах, что позволяет отнести их к особой разновидности скульптуры – мелкой пластике.

Рельефная миниатюра была характерна для творчества русских мастеров средневековья. Круглой скульптуры как пространственной композиции Древняя Русь не знала.

С самого начала своего существования медное литье имело ритуально – символическое назначение. Произведения медной пластики воспринимали как своеобразные обереги: наделяли целительной силой, верили, что они охраняют владельца от всяких бед.

Красота и дешевизна, податливость в обработке, тиражированный способ изготовления медной пластики способствовали ее массовому распространению и бытованию преимущественно в низовых слоях населения: среди крестьян, торгового люда, городских жителей. Медное литье всегда тяготело к народной культуре.

Музейная коллекция насчитывает 294 образца медного литья. Создавалась путем приобретения у частных лиц и экспедиций музея по районам области. Почти весь фонд мелкой пластики – это памятники старообрядческие, они были принадлежностью каждого старообрядческого дома, всегда брались с собой в дорогу.

Несмотря на то, что в 1722г. было издано постановление Синода о запрещении культового медного литья, оно широко использовалось и среди остального населения России, особенно на ее Севере.

Коллекция медного литья музея значительна, по качеству и количеству превосходит многие музейные собрания не только нашей страны, но и России.

По времени изготовления – это памятники XVII-начала XX в.в.

Документы фонда Главного управления Западной Сибири за 1823 – 1848 годы военных, казачьих и административных учреждений Западной Сибири (ф. №№ 1, 3, 6 , 67), Омской епархии (фонд 16) за 1895-1901 годы Государственного архива Омской области России, «Омские епархиальные ведомости», хранящиеся в фондах нашего музея, исследованные архивные материалы ГА ВКО и Центрального Государственного архива Республики Казахстан г. Алматы, литературные источники дают основание утверждать, что все образцы меднолитой пластики привозные. Нет свидетельств существования мастерских по их изготовлению в нашем крае. Старообрядческие кресты и иконы по свидетельству источников развозил богатый старообрядец Гусев из деревни Лосихи в Риддерском районе.

Большинство старообрядческих изделий собрания музея – иконы (98 предметов), представляющие 36 сюжетов. Наиболее многочисленны изображения Николая Чудотворца, Богоматери, Спасителя.

Среди экспонатов – два датированных предмета (№№ 6, 249).

К иконам XVII века относится икона «Никита, побивающий беса» (№70).

Святой Никита везде – в житии, легендах, апокрифах, заговорах – выступает как особый «победитель диавола», «смущение бесам», которого эти исконные враги рода человеческого настолько боятся, что не только от изображения, но и от одного его имени «бежат за четыредесят дней».

Святой Никита почитается и покровителем детей от болезни, известной в простонародье под именем родимчика (болезненный припадок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания у маленьких детей).

Изображение на иконе «десницы Господней» с двуперстием часто встречается на памятниках новгородского и поморского литья. Существует несколько иконографических решений композиции: Никита, побивающий беса крестом, вальком, цепью, попирающий ногами.

Широкое распространение в иконописи и в мелкой пластике получили изображения Николая Чудотворца. Николай Чудотворец, святитель, архиепископ г. Миры Ликийской области в Малой Азии почитался как покровитель вдов и сирот, путешествующих и страждущих, целитель глухих, немых и хромых, «защитник рода христианского». Но в России он превратился просто в Николу, подчас с прибавлением имени русского города или селения – Можайский, Зарайский, и его уже не соотносили с реальным прототипом. Его любили и почитали, считали, что всякая его икона чудодейственна. Среди 98 икон медного литья – 26 образов с изображениями святого Николая, представляющих 4 типа иконографии – «Святой Николай Чудотворец», «Николай Чудотворец с предстоящими», «Николай Можайский», «Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях».

Уникальный экспонат в коллекции музея – «Никола Можайский» XVII века (№89).

По свидетельству предания, в отдаленные времена, при нашествии неприятелей на г. Можайск ( издревле г. Можайск составлял часть княжества Черниговского. Отделяясь от Чернигова, Можайск вошел в состав княжества Смоленского. Под владением Смоленска, он находился до 1303 г. С этого времени Можайск делается достоянием московского князя), святитель Николай, как скорый защитник невинно страждущих чудесно явился в грозном виде стоящим в воздухе над собором города, держа в одной руке меч, а в другой модель обнесенного крепостью собора. Устрашенные неприятели бежали, а жители города в благодарность сделали вскоре резное украшение чудесного явления святого. Это изображение и было храмовой иконой Можайского Николаевского собора.

Одной из отличительных черт старообрядческих икон является то, что они отвергают в написании имени святого Николая Чудотворца форму Николай и признают только Николу.

Особо хотелось бы выделить икону с изображением святителя Николая конца XIX-начала XX в.в. (№ 78), превосходящую своим размером другие иконы в коллекции музея (ее размеры – 26,0х22,7х0,3 см). Подобные иконы были распространены на Урале, в Поволжье и в других районах России, Прибалтике. Очевидно, место изготовления памятников – Поволжье (современные Саратов, Сызрань). Распространены сюжеты: Николай Чудотворец, Деисус, Успение.

В фондах нашего музея – это единственная икона медного литья больших размеров. В ходе изучения коллекций других музеев области в середине 90-х годов XX в. нами не обнаружен ни один подобный экземпляр.

Святой Антипий почитается целителем различных болезней и в особенности утешителем зубной боли. По сторонам нимба святого Антипия иконы XIX века из собрания музея помещены надпись с именем святого и буквы «З» и «Ц», что означает «зубной целитель»

В случаях зубной боли, по дореволюционным источникам, прибегали к такого рода способу: брали мелкую монету и, подержав ее, несколько времени на больном зубе, пробивали ее насквозь и вешали на икону святого Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни.

Многие женщины в своих молитвах обращались к святым Гурию, Самону и Авиву, скорым помощникам и покровителям брака, семьи и хранителям супружеской верности. Только в коллекции медного литья (в музее хранятся и более 300 произведений темперной живописи) встречаются образа (2 предмета) с изображением святых мучеников Гурия, Самона и Авива, относящихся к памятникам поморского литья (№№ 94, 95).

Многочисленны изображения Божьей матери (всего 32 иконы), представляющие 11 типов ее изображений: Богоматерь всех скорбящих радость, Богоматерь Казанская, Покров Пресвятой богородицы, Богоматерь Страстная, Одигитрия, Прославление чудотворной иконы Божьей матери, Владимирская, Боголюбская, Тихвинская, Федоровская, Успение.

Подлинно старообрядческие памятники XVII-XVIII в.в. обладают ушком с отверстием, что подтверждает их функциональное назначение. Этот признак позволяет отличить подлинные памятники XVIII века от изделий московских старообрядческих мастерских XIX века, отливавшихся с глухими ушками без отверстий.

Квадратное оглавие с изображением Спаса нерукотворного, ушко на обороте, фон дают возможность, датировать икону «Богоматерь всех скорбящих радость» XVIII в. Фигуру Богоматери окружают страждущие, убогие, нагие, нищие, голодные, которые молят богородицу избавить их от всякой нужды и печали. Икона «Богоматерь всех скорбящих радость считается универсальной защитницей, чудотворной. Ей приписывается сверхъестественная способность хранить от пожаров, но может избавить и «от всех мук и болезней», «от тоски и печали, огневицы и горячки, ломоты и колотья, от зубной боли, лихоманки и трясовицы».

Интересна икона уральского литья «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XIX века (№ 32) с очень высоким рельефом и гладкими фоном, нимбом, полями.

Икона «Богоматерь Страстная» (№ 43) имеет навершие в виде короны и венца из 6 шестикрылых херувимов. Отличается необыкновенно разнообразным орнаментом, покрывающим нимб и фон.

Н.П. Кондаков первоисточником композиций такого типа называет греко-итальянские интерпретации мотива «Богоматери Страстной» XV века: опечаленная мать держит в руках ребенка – Христа, взирающего на ангелов, несущих атрибуты его будущих мучений (крест, копье, сосуд с уксусом и желчью).

К кругу памятников поморского литья относится икона «Спас – Благое молчание с изображениями святых в медальонах на полях» XVIII-XIX в.в. (№ 11). Это единственная икона в фондовой коллекции музея с таким сюжетом.

Основная продукция старообрядческого литья: иконы – складни и кресты. Всего в собрании музея 20 полностью сохранившихся складней, больших и малых, трехстворчатых (по старообрядческой терминологии - «тройчатки») и четырехстворчатых.

Один из самых распространенных видов поморского литья – трехстворчатый складень с изображением 9 фигур святых в рост – «Деисус с предстоящими». По числу изображенных фигур складни подобной иконографии в среде их бытования назывались «девятками». Иконография складня уникальна. По подбору святых она не находит аналогий в памятниках древнерусского искусства, однако по смыслу и композиционному построению глубоко традиционна. Это чин моления. Об этом говорят позы и жесты святых по отношению к центральной фигуре Христа.

На центральной створке изображен «Деисус» (слово греческое – «моление», «прошение») – фигуры Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, слева изображены святые митрополит Филипп, Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов, справа: ангел – хранитель, преподобные Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря. О популярности у старообрядцев данных святых, особенно Зосимы и Савватия, свидетельствуют и фондовая коллекция музея, включающая 8 фрагментов складня (из них 2 - центральные створки, 6 – левых и 1 – правая).

Основной круг сюжетов, представленных на трехстворчатых складнях:

Деисус

Распятие; Троица; Богоматерь Знамение

Двунадесятые праздники

Широко распространены так называемые «большие праздничные створы» - четырехстворчатый складень-иконостас - «Двунадесятые праздники», каждая створка которого увенчана нарядным кокошником. Складень включает 20 композиций небольшого размера на темы евангельской истории.

Одна из оборотных сторон створок складней декорирована великолепным «поморским» орнаментом.

В собрании музея всего 5 полностью сохранившихся четырехстворчатых складней-иконостасов и большое количество фрагментов. Объясняется это, по рассказам сдатчиков, тем, что родители при благословлении детей, если семья была большая, стараясь благословить каждого из детей, разъединяли створы. Всего в музейном собрании насчитывается 97 фрагментов складней.

Конфигурация створцов отличается от конфигураций поморских складней, напоминая древнерусскую мелкую пластику. Обычно створцы имеют вид киотца, створяются посередине, боковые же створки вполовину уже центральной. Крепление осуществляется по углам средника при помощи штырьков и отверстий в теле центральной створки. На боковых створках парные полуфигуры святых в три ряда.

Большие и малые створы и створцы разнообразной формы происходят из среднерусских литейных мастерских. 4 памятника из 11 датируются XVIII веком – «Богоматерь всех скорбящих радость», «Никола Можайский», «Богоматерь Знамение» и «Святой Тихон».

Распространенным видом старообрядческого литья в XVIII-начале XX в.в. были разнообразные кресты. В музейной коллекции их насчитывается 59 экземпляров. По месту их изготовления нами выделены кресты поморского, московского, гуслицкого и уральского литья.

Крест – святой символ в христианстве, предмет религиозного почитания. По христианскому вероучению, на кресте был распят Иисус Христос.

Распятие – крест с фигурой Христа.

Изделия поморского литья представлены большими напрестольными восьмиконечными крестами. Характерным признаком поморского литья может служить написание на медных крестах: «Царь Славы Исус Христос Сын Божий». Поморцы также отрицали изображение на крестах Бога – отца – Саваофа и Святого духа в виде голубя. Над распятием они признавали лишь изображение Спаса нерукотворного, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье.

Обороты крестов украшены мотивами растительного орнамента в виде цветов, листьев, гроздьев винограда (любимый сюжет в резьбе с конца XVIII века), извивающихся стеблей с крупными цветами и листьями, крупных цветов в вазонах.

Среди памятников поморского литья в собрании музея имеются 2 креста с очень редким растительным орнаментом на обороте – стилизованные четырех–восьми лепестковые цветы в фигурных розетках. Еще один подобный образец хранится и в фондах Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

Северные мастера отливали и особый киотный крест – «Распятие с предстоящими». Он был специально предназначен для домашнего алтаря или киота, в котором мог заменить икону.

Кресты поповского толка характеризуются наличием в верхней части изображений Саваофа и Святого духа в виде голубя между ним и распятым Христом, фигурками двух ангелов, стремглав летящих с платами (излюбленное украшение на изделиях, популярных у старообрядцев – поповцев с первой половины XVIII века), надписями «IHЦI» (Исус Назарянин (Назорей) Царь Иудейский). Встречаются кресты «Распятие с предстоящими и праздниками», очень массивные, богато украшенные эмалью, где распятие дополнено изображениями 15 праздников и святых. Верхняя часть креста увенчана венцом из 19 херувимов на штифтах, напоминающие главки церквей. Литье отличается исключительной четкостью, графичностью рельефа. На торцах и обороте следы от чистки напильником, что характерно для старообрядческих изделий медного литья, начиная с начала XVIII века.

Отличительная черта крестов уральского литья (7 изделий) – декорирование их эмалью белого и темно-синего цветов, либо эмалью темно-синего цвета с вкраплениями белого. На оборотах тексты с молитвой кресту: «Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота церковная. Крест – царям держава. Крест – верным утверждение. Крест – ангелам слава. Крест – бесам язва», на нижнем конце – символическое изображение Голгофы – восьмиконечного креста и орудий страстей.

Все старообрядческие кресты восьмиконечные, независимо от их размера. Исключением были лишь кресты – тельники, отливавшиеся четырехконечными, но обязательно с гравированным изображением восьмиконечного креста. Нательных крестов в музейном собрании - 19 штук.

Нательные металлические кресты изготавливали в начале ХХ века в некоторых деревнях края местные мастера. Для этого в избе устраивались небольшие печки с вытяжной трубой. При литье употреблялись каменные формы.

По свидетельству этнографов в начале XX в. кресты носили «на гайтане» или на «гайташке» (шнурке). Крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что расширялись к концам, либо имели прямые или закругленные концы, а женские сужались, напоминая по форме лист дерева. Эта особенность была присуща только старообрядческим крестам.

Надписи на обороте креста выполняли роль оберега.

Медный тельный крест чаще всего одевался на шею умершему. С серебряными и железными не хоронили. Запрещение применения железа в похоронном обряде связано было, по всей видимости, с народными представлениями о том, что железо загораживает умершему путь на «тот свет».

Фондовая коллекция мелкой меднолитой пластики собрана в следующих районах и городах области:

- Глубоковском районе - 92 предмета

- Шемонаихинском районе – 32

- Зыряновском – 17

- Катон - Карагайском (ныне Большенарымский с центром в с. Катон-Карагай) – 5

- Таврическом (ныне Уланский) – 2

- Курчумском (ныне Маркакольский с центром в с. Курчум) - 1

- г. Лениногорске (ныне Риддер) – 28

- г. Усть - Каменогорске – 69,

а также в Алтайском крае – 13, на Урале - 2 предмета.

Меднолитые изделия в большинстве случаев безымянны, о них не содержится упоминаний в исторических источниках, они редко имеют надписи, указывающие на их происхождение. Но их исследование даёт большой материал по истории религии и культуры русских старообрядцев, волею судьбы оказавшихся на территории нашего края.

В конце 80-х-начале 90-х г.г. ХХ в. автор каталога принимала участие в работе двух Всесоюзных конференций - семинаров по вопросам исследования, хранения и реставрации произведений художественного медного литья XI-XIX в.в., проходивших на базе Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (г. Москва) и Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея (г.Звенигород, Московская область),что дало толчок в активизации изучения музейного собрания. Каждый участник конференции-семинара получил библиографию по данной теме. В дополненном виде она опубликована в каталоге.

Выражаю благодарность Гнутовой Светлане Витальевне - заведующей отделом и Зотовой Елене Яковлевне - хранителю фондов Музея им. А.Рублёва за приглашение на конференцию-семинар, поддержку и помощь в определении некоторых предметов музейной коллекции.




Структура каталога:

номера по книгам поступлений и инвентарным;

название предмета;

материал, техника;

размеры;

датировка;

описание предмета;

место изготовления;

фондообразователь и легенда о предмете;

номер акта поступления;

стоимость предмета в валюте СССР и Республики Казахстан (с ноября 1993 года).

В начало страницы © 2010 восточно-казахстанский архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник