• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Семибратова Е.А. Вафельные полотенца русских крестьян с набивными узорами из собрания фондов музея-заповедника

Семибратова Е.А. Вафельные полотенца русских крестьян с набивными узорами из собрания фондов музея-заповедника

Какой узор нанёс ты на печать,

Такой она и будет отмечать.

Алишер Навои

Аннотация. Рассматриваемые в данной статье рушники с набойкой, находятся в фондовой коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Всего в коллекции 24 полотенца с набойкой, из них 13 на «вафельном» полотне. В статье раскрываются локальные особенности декорирования «вафельных» полотенец с набивным рисунком.

Ключевые слова. Набойка, печать на ткани, рушник, набивной рисунок, музейная коллекция

 

Набойкой по определению Порай-Кошица А.Е. является полотняная ткань с нанесённым на ней цветным рисунком, отпечатанным, или еще можно сказать: «набитым» с помощью набивной доски с резным узором, которая называется «манера». В этом виде народного искусства выгодно соединилось мастерство резчиков по дереву и мастеров-набойщиков.

Данная статья освещает особенности орнаментации «вафельных» полотенец русских крестьян с набивным рисунком из фондовой коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Всего в фондах музея-заповедника 24 полотенца с печатным рисунком, из них 13 выполнены на «вафельном» полотне – это около 1% от общего количества полотенец и рушников, находящихся в коллекции музея-заповедника.

О функциональных особенностях, происхождении и бытовании полотенец данной коллекции важные сведения получены из музейной фондовой документации: Главной инвентарной книги Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника (далее – ГИК), Книги поступлений (далее - КП) и Актов приёма. Музейная документация содержит достоверную информацию о мастере, месте и времени изготовления предмета, а также его назначении.

Рассматриваемые в данной статье полотенца можно отнести по виду набойки к «белоземельной», в которой «рисунок сделан одно- или многоцветный по белому или натуральному суровому фону холста» (Порай-Кошиц, 1913, с. 421).

Грибанова Н.С. отмечает в своей книге «Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX – начале XXI века», что, как и в вышивке, так и в набивных рисунках на льняных, хлопчатобумажных и вафельных полотенцах встречается трехчастная композиция, состоящая из пары противостоящих птиц у дерева, куста или цветка (Грибанова, 2013, с.167).

Коллекция вафельных полотенец с набойкой нашего музея-заповедника подтверждает мнение этой исследовательницы. Вафельных полотенец с таким рисунком, собранных на территории Восточного Казахстана –  7 экземпляров. Шесть полотенец имеют в основе крупное изображение пары петухов, смотрящих друг на друга с древом посередине, позади петухов изображены трава и цветы. Одно полотенце из с.Ново-Крестьянка, Зыряновского района, имеет более сложную структуру: трехчастная композиция, состоящая из мифологических птиц, смотрящих друг на друга и стоящих на вазоне, из которого между птицами «растет» древо. При этом композиции расположены в шахматном порядке на холсте - 5 полных и 4 неполных изображения. (рис.-1).

Представляет интерес сочетание трехчастной композиции «петухи и древо» с вариативным подузором на вафельных полотенцах. В трех случаях идентичны и главный узор и подузор, представляющий собой полосы геометрического орнамента: ромбы с вписанными в них розетками, которые по краям обрамлены зубцами и косыми крестами. Далее полоса сложного орнамента, состоящая из прямоугольников и зигзагообразных линий, напоминающих образ летящей птицы. Различаются эти примеры только сочетанием цветовой гаммы: болотный и рыжий, красный и синий цвета. (рис.- 2).

В других случаях центральная трехчастная композиция с петухами остается прежней, а нижний подузор меняется. В пяти случаях остается фризовое оформление геометрического орнамента, одно полотенце в подузоре имеет и геометрический и растительный орнамент в виде гирлянды. Таким образом, можем сделать вывод, что система набойки была вариативной: мастера каждое полотенце делали почти уникальным, применяя разные манеры из своего арсенала.

Стоит выделить два полотенца с идентичным печатным рисунком, где трехчастная композиция представлена в виде двух женских фигур (в легенде к одному из них они названы «девы») в коронах с цветами в руках, между которыми расположена крупная сложносоставная розетка. Возле каждой женской фигуры по бокам расположены развернутые друг к другу мифологические птицы в коронах. У «дев» четко просматривается яркий фартук, а также отмечены глаза и рот. Эта композиция замкнута с обеих сторон фризовыми орнаментами в виде полурозеток, ромбов и косых крестов. В обоих случаях использована красная и синяя краска (рис.-3).

По данным фондовой книги поступлений указанные экспонаты изготовлены в с. Черемшанка и с.Тарханка Глубоковского района, информатор из Черемшанки называет его полотенцем, а из Тарханки - рушником.

Учитывая данные Книги поступлений и Главной инвентарной книги, рушники с набивным узором на «вафельной» ткани были изготовлены в период с 1910 до 1947 года, на общем фоне угасания традиции. Тем не менее сохранили в себе черты локальных особенностей декорирования этого обрядового предмета быта.

 

Список источников

Акты приёма экспонатов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Бломквист, Е.Э., Гринкова, Н.П. Хозяйственный быт бухтарминских старообрядцев// Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. – С.49-193.

Грибанова, Н.С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX- начале XXI века: монография/Н.С. Грибанова. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 256.: ил.

Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография. Пер. с нем. К.Д.Цивиной. Примеч. Т.А.Бернштам, Т.В. Станюкевич и К.В. Чистова. Послесл. К.В.Чистова. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 511с.: ил.

Порай-Кошиц, А. Е. Отбельно-красильно-набивной промысел/А. Е.  Порай-Кошиц//Кустарная промышленность России : Т. 1-2. Т. 1: Разные промыслы в очерках В. Гильдт, проф. С.П. Коргуева, Г. Поварнина, проф. А. Соколова, Н. Бартрама, Ю.А. Вейса, А.Е. Порай-Кошица, А.Н. Доливо-Добровольской. – СПб, 1913. – С. 399-492.

 

Статья опубликована в сборнике

Комплексное изучение историко-культурного наследия Центральной Азии :

сборник материалов LXV Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 250-летию со дня рождения Петра Козьмича Фролова, организатора горнозаводского производства Алтая, собирателя древностей, основателя первого музея в Сибири, а также 140-летию со дня рождения Сергея Ивановича Руденко, известного отечественного ученого, исследователя пазырыкской культуры / отв. ред. А.А. Тишкин. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2025. – с.257-259.

 

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Поиск в текстовой базе

Статистика

Пользователи : 830
Статьи : 3029
Просмотры материалов : 38786365

Счётчики

 Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


... страница выбора языка... kz...ru
Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


КОНЦЕПЦИЯ развития КГКП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник»...

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы